ЛАДЖАГАУРИ |
Несмотря на то, что этот образ богини можно найти почти во всех частях Индии и в каждый период её истории, нет описания определяющего этот образ. Искусствоведы же называют её Ладжагаури - застенчивая богиня. Это происходит скорее из соображений удобства обозначения этого образа, так как в то время как закрытое её лицо предполагает скромность, но обнаженные её гениталии, конечно же, говорят о другом. Женское тело у изображения даёт основание предполагать, что образ символизирует природу. Отсутствие у неё лица символизирует её безличность и беспристрастность. Её вызывающая поза указывает на то, что женщина готова предложить себя возлюбленному в акте, который доставит удовольствие любимому, а её саму сделает матерью. Поэтому это изображение может представлять собой Пракрити - природу: безличную, плодородную и доставляющую удовольствие. Через тысячу лет после Упанишад произошло сильное смещение в сторону теизма, в котором считается, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении. Наступил период, когда люди становились всё более и более теистическими. Так как, ни механические обряды раннего периода, ни размышление упанишад уже не удовлетворяли эмоциональные запросы общества. Возникла потребность в конкретной божественности, которая была бы не просто абстрактной силой призываемой во время яджны или абстрактной идеей выдвигаемой метафизиками. Появилась необходимость в конкретной божественности, которая может быть воплощена и персонифицирована так, чтобы она выражалась в понятиях доступных для восприятия и отвечала бы условиям жизни людей. Как ответ на эти запросы возникли такие эпосы как Рамаяна и Махабхарата, и летопись вселенной и земли известная как Пураны. Это истории о божествах и демонах, Богах и Богинях. В них Пуруша был персонифицирован как Брама, Вишну и Шива, в то время как Пракрити была персонифицирована как Сарасвати, Лакшми и Шакти. В историях о Богах и Богинях в рассказывалось о взаимодействиях между духовными потребностями и материальными нуждами, между сознательным существом и окутывающей его внешней средой, между божественным внутри и божественным снаружи, между Пурушой и Пракрити.
|