-
Гуру Брахма Гурур Вишну
|
Гуру - это Брахма, Гуру это - Вишну;
|
Гуру Дево Махешвараха
|
Гуру - это Господь Махешвара!
|
Гуру Саакшат Пара Брахма
|
Гуру - это сам Парабрахман!
|
Тасмай Шрии Гураве Намаха
|
Такому Гуру я поклоняюсь!
|
Гуру Мантра
Древние тексты различают множество Учителей различных уровней – от мастеров, познавших божественное, чьего одного присутствия довольно, чтобы привести ученика к просветлению, до набожных бюрократов, которые способны лишь поставить штемпель на ваших духовных документах. Важно не перепутать одно с другим. Согласно традиционной индуистской философии, «гуру» – это «тот, кто рассеивает мрак», то есть осознавший истинную природу реальности Учитель, который может помочь вам сделать то же самое.
В представлении индуистов понятия Учителя - ачарья и гуру – очень четко разграничены. Ачарья - это человек, обладающий какими-либо профессиональными знаниями и умениями, достаточно квалифицированный для того, чтобы передать эти знания желающим их обрести и применять. Например, ачарьей может быть мастер-гончар, плотник, преподаватель языка, философии, йогической техники дыхания и т.п.
Гуру - это духовный наставник, способный передать трансцендентные знания или состояния. Очевидно, первым необходимым качеством такого гуру должен быть его личный трансцендентный опыт, из которого возникает естественная потребность передавать этот опыт другим. В большинстве случаев каждый отдельный реализованный гуру является продолжателем определенной религиозной традиции или линии преемственности.
В древности стать учениками определенных гуру могли только избранные - люди потенциально готовые к восприятию и пониманию Высшей Истины. Основным качеством «готового» ученика (шишьи)- считалась его способность к полной самоотдаче и самоотречению, искреннее стремление посвятить свою жизнь служению Истине в лице своего гуру. Ученик должен был беспрекословно, с полным доверием и преданностью выполнять все указания и советы Учителя, проходя через множество испытаний и переживаний, которые тот считал необходимыми для духовного развития ученика. По традиции ранее этот период длился двенадцать лет.
«Гуру - это Бог, Бог - это гуру». Индуисты обоснованно считают, что в мире нет никого выше Гуру, потому что только он способен указать дорогу к освобождению от сансары - круговорота жизни и смерти.
«Если перед тобой возникнет Шива и твой гуру, кому из них ты поклонишься в первую очередь?» - спрашивают ученики друг друга. «Гуру», - ответит преданный ученик.
Гуру считается источником всех добродетелей и обладателем всех позитивных качеств - любви, мудрости, праведности и сострадания, а отношения между гуру иучеником – это связь, которая переходит в следующую жизнь.
«Гуру есть Бог, воплощенный в человеческом облике, чтобы освободить души от невежества. Гуру – это божественный врач, который исцеляет, даруя нам самопознание», так говорил Мастер Рам Дас.
Полностью просветленный учитель признается воплощением Божественности. С этой точки зрения иногда достаточно только присутствовать на его даршане или просто увидеть учителя, чтобы получить толчок к трансформации или обрести преобразования, равные годам духовных практик. Интересно, что таким Мастером может оказаться как человек в богатых шелковых одеждах с гирляндами цветов на шее, так и голый садху с длинными немытыми волосами у гхатов в Варанаси – оба могут оказаться воротами к просветлению.
В некоторых традициях считается, что Учитель способен передавать духовную силу или шакти, которая включает собственный духовный мотор ученика. Ведь главное, что должен сделать настоящий Гуру – это «разбудить у Ученика внутреннего гуру». Но самый минимум - хороший учитель, как камертон, он - образец для подражания, он - проводник, который ведет вас по тропе, по которой уже прошел сам, и который поможет вам миновать ямы и колдобины на этом пути. Обычно, Гуру, возглавляющий ашрам, принадлежит к числу саньясинов (отрекшихся от мира), и его главная цель – передать прибывшим традиционное эзотерическое знание, которое он сам некогда получил от своего Учителя и успешно применял на практике. Под его руководством ученики изучают и пытаются толковать священные тексты, занимаются йогой и медитацией, повторяют мантры (священные формулы), иногда распределяемые учителем строго индивидуально, они участвуют в религиозных песнопениях (бхаджанах) и сатсангах (духовных беседах об истинных ценностях), занимаются служением (севой) и т.п.
С точки зрения обыденного сознания, гуру часто исполняет роль отца духовной общины, оказывая своим последователям помощь во всех аспектах их жизни. Индийские преданные часто спрашивают совета гуру по таким практическим вопросам, как выбор карьеры или брак. Некоторые гуру хранят молчание (мауна), передавая просветление одной силой своего присутствия. И хотя западного человека это молчание может разочаровать, часто случатся, что самое действенное учение – именно такое, без слов.
Традиционно гуру бывают двух типов. Гуру-«мукти» ведут себя предсказуемо и рационально, они предлагают определенную программу духовного обучения, конкретные ритуалы и практики. «Сиддха»-гуру непредсказуемы, иногда они почти безумны на вид, словно опьяненные Богом. Обучение у них не похоже на следование пошаговым инструкциям, оно нацелено на то, чтобы потрясти рациональный ограниченный разум учеников.
Конечно, индийская «прописка» – не гарантия качества гуру. В Индии, как и на Западе, на «духовности» можно зарабатывать большие деньги, и некоторые индийские свами вовсе не прочь попользоваться доверчивыми иностранцами. Когда Пунджаджи, выдающийся Учитель адвайта-веданты, отправился искать просветленного Мастера, все, что он нашел, по его словам, это – «псевдо-садху, бизнесмены в мантиях». Поэтому – будьте бдительны! Постарайтесь обрести различемние «вивеку». И, в конечно итоге, вашего истинного гуру вам надо искать в себе самом. Поэтому: не слушайтесь никого, кроме самого себя! Не верьте никому, кроме голоса своего сердца! И имейте в виду, что возможен только один единственный критерий различения «правильности или неправильности» – ваш собственный опыт.
|