Ом Бхур Бхувах Суваха Тат Савитур Вареньям Бхарго Девасья Дхимахи Дхийо Йо Нах Прачодайат
|
Ом! Мы поклоняемся Господу - Творцу Вселенной! Воплощению Истинного знания и духовного Света. Устранителю всех пороков и неведенья. Да озарит Он наше сознание!
|
Гаятри-мантра
В имеющих многовековую историю традициях индуизма, большое значение уделяется разного рода обрядам и религиозным церемониям. Во всех индуистских храмовых комплексах и во многих ашрамов вам придется участвовать в таких ритуалах. К наиболее распространенным из них относится пуджа.
Пуджа – это ритуал богопочитания. В каждом храме, как и в каждом индийском доме, имеются алтарь или специальное помещение, где находятся священные изваяния (мурти) или изображения любимых Богов и Гуру, перед которыми производится пуджа. Здесь никогда не гаснет огонь, а на рассвете начинается церемония, которую выполняет жрец – брамин или пуджари. Перед совершением церемонии он обязан очиститься ритуальным омовением и молитвой, а затем, обратившись к божеству-хранителю этого храма, брамин просит у него разрешения войти внутрь. Отворив двери алтаря, жрец вступает в спальню Бога и будит его, звоня в колокол, трубя в раковины и распевая хвалебные гимны. Далее изваяние божества поливают водой и молоком, смазывают топленым маслом или сандаловой пастой, посыпают монетами или цветами с целью выразить ему бесконечную преданность и получить милость. После процедуры пробуждения и окропления Божество украшают, окуривают благовониями и подносят ему различные яства. Обычно это рис и разные блюда из него, приготовленные на молоке с добавлением специй, но чаще всего – фрукты, сладости, цветы или деньги. Пища, предложенная Божеству (найведья) возвращается назад как прасад (освященная пища). Традиционное подношение – кокосовый орех, а его разбиение перед алтарем символизирует уничтожение эго.
Индуистские ритуалы очень красивы. Жрец нараспев читает священные ведические тексты, возлагает приношения перед храмовыми Божествами, украшает их гирляндами цветов. Завершается пуджа огненной церемонией – арати, когда перед изображением божествасовершаются круговые движения по часовой стрелке зажженным светильником в сопровождении пения сакральных гимнов или мантр. Храмовые обряды совершаются четырежды в течение всего дня, а ночью Божество вновь «укладывают спать» на ложе, которое оно иногда делит со своей Шакти. Весь ритуал повторяется со всеми подробностями ежедневно. По праздникам Божество водружают на храмовую колесницу и вывозят вокруг храма по улицам. Сопровождают процессию танцоры, музыканты и целые толпы почитателей и последователей. Если вам доведется попасть на пуджу в храмовый комплекс, вначале снимите обувь. Дальнейшая процедура выглядит следующим образом. Сложив руки в молитвенном жесте, подходят к святыне, произнося священные мантры, опускаются перед ней на колени и касаются лбом. После этого обычно трижды по часовой стрелке обходят Божество или алтарное помещение. Главная цель прихода в храм – это даршан или лицезрение Бога, в результате которого участник пуджи получает божественное благословение и исполнение просьбы (об исцелении от болезни, о благополучии, о рождении сына и т.п.). От брамина он получает прасад– часть жертвенной пищи, которая означает божественную милость. Пуджа для каждого ее участника является ритуалом искупления неправедных поступков, слов и мыслей и очищения с помощью энергии огня и жертвы. Этот обряд должен производиться с полной отдачей и искренностью – формальности здесь не проходят, так как себя не обманешь, да и внутренний Бог всевидящ.
Пуджи и службы такого рода более всего распространены среди последователей направления бхакти. Последователи различных индуистских традиций имеют на голове, а иногда и на теле специальные цветныезнаки. Например, шиваиты чертят на лбу три белые горизонтальные полоски, а вайшнавы – символ похожий на белое латинское V, рассеченное вертикальной красной чертой. На лбу между бровями, в точке символического «третьего глаза» наносится знак с помощью пепла или кум-кума. Этот знак (тика,тилак, бинду) можно ассоциировать, как оберег.
Священными в индуизме считаются деревья (баньян, тулси и пипал), ряд животных – обезьяны, змеи, в первую очередь кобры, а также быки, связанные с культом Шивы и коровы, олицетворяющие землю. Однако главная цель большинства индуистский обрядов и ритуалов – это помощь человеку в единении с внутренним Богом, когда, очистив себя от желаний и успокоив ум, человек обретает осознание собственной внутренней Божественности. Что и является главной целью жизни Человека.
|