Топ-100
Несколько слов:
Ашрамы

Ашрам – это место, где человек обращается к самому себе для медитации или молитвы, совершения ритуала и духовного обновления. По словам Сатпрема, «ашрам это духовная или религиозная община, члены которой, направляемые Учителем, отрекаются от всего мирского, предаются медитации, концентрации и йогическим упражнениям для того, чтобы достигнуть «освобождения».
Само слово «ашрам» происходит от санскритского «шрам» (боль, усталость, слабость, истощение тела или ума), «а» – отрицание. Получается, что «ашрам» – это место, где нет боли и слабости, где есть сила и блаженство. Мастер, основавший ашрам, организует его таким образом, чтобы живущие там люди научились избавляться от душевных страданий и боли, которыми обычно наполнена наша мирская жизнь.

Изначально, в соответствии с текстами Вед, слово «ашрам (а)» означало порядок и стадии человеческой жизни. Мудрецы древности разделили жизнь человека на четыре ашрама, каждый из которых является стадией жизни, способствующей духовному развитию человека.

Брахмачарья ашрам - это утро человеческой жизни, его первые двадцать пять лет. В этот период, соблюдая обет безбрачия, человек должен накопить физические и духовные силы, а также приобрести духовные и мирские знания, необходимые для его гармоничной жизни в миру.

Грихастха ашрам - это жизнь семьянина и домохозяина. В этот период человек реализует себя в миру, занимается семьей и детьми, накоплением мирского, не нарушая норм морали. Эта стадия считается центральной, поскольку она создает базу для будущего, дает возможность воспитать детей и приобрести опыт бескорыстного служения.

Ванапрастха ашрам - это вечер человеческой жизни. На этой стадии человек постепенно отстраняется от материальных благ и углубляется в размышления о Высшей Истине, посвящая свою внутреннюю и внешнюю деятельность божественному.

Саньяса ашрам – заключительный период, включающий последние годы жизни человека. Полностью отрекшись от мира, мирских наслаждений и привязанностей, человек проводит время в паломничестве, медитируя и размышляя о Боге. Его усилия должны сводиться к тому, чтобы трансформировать свою человеческую беспомощность, жалкие условия старости и страх смерти в высшие ценности, осознавая божественное присутствие внутри себя, то есть, тот вечный источник истины, который неподвластен разрушению и смерти. Это осознание поможет человеку в момент смерти соединиться с Истиной, раствориться в Боге.

В наше время, когда условия жизни, ее требования и ритмы критически изменились, рамки духовных традиции значительно расширились, открывая возможности для новых духовных течений и методов. Индийские ашрамы стали доступны для широких масс искателей, включая пилигримов-иностранцев. Современный ашрам представляет собой духовную коммуну, как правило, находящуюся замкнутом пространстве-поселении, где группа последователей учителя занимается духовными практиками, живет и работает в соответствии с наставлениями и под заботливым наблюдением своего Гуру.

Поскольку одним из основных пунктов традиционного индуизма является саньяса (отречение от мирской жизни), ашрам обеспечивает ученикам необходимые бытовые условия, чтобы была возможность углубиться в обучение различных форм йоги, в медитацию и другие виды садханы (духовные практики).

Традиционный ашрам – это, как правило, экономически независимая община и чаще всего, это обнесенная забором территория, на которой находится:

- зал, веранда, терраса или другая площадка, для проведения встреч Гуру и его последователей;

- храм или храмовые комплексы для проведения специальных ритуалов;

- зал, сад или комната для встреч, сатсангов, медитаций, занятий йогой и другими практиками (иногда это место может быть «деревом медитации», «комнатой для интервью», «садом всех религий» и т.п.).

- здания и строения социальных и технических служб: столовые и кухня, поликлиники и амбулатории, общежития или гестхаузы, читальный зал и библиотека, торговые центры или магазинчики и т.п.

- служба приема, регистрации и расселения.

На территории ашрама или рядом с ним могут также находиться музеи, учебные заведения: (школы, колледжи и институты), поликлиники и больницы, сельскохозяйственные угодья (огороды и фермы), спортивные сооружения (бассейны и стадионы), банки и многое другое, включая аэропорт, ж/д станцию или пристань.

В некоторых ашрамах существует определенная программа обучения, у других вообще нет никаких определенных занятий или четкой структуры. Правила одних ашрамов требуют, чтобы вы жили непосредственно в самом ашраме и никогда не покидали его территорию, а в других вообще нет возможности для размещения и проживания.

В одних ашрамах требуется обязательное участие в ежедневной работе – карма-йоге, в других предпочитают, чтобы ученики проводили время, самостоятельно занимаясь духовными практиками.

Одни ашрамы следуют традиционным индуистским, буддийским или христианским церемониям; другие вообще отвергают всякую обрядовость и религиозный ритуализм, как навязанный.

Но у всех ашрамов есть общее: их цель – дать человеку первичный импульс, толчок для осознания самого себя и всего мироздания, а в дальнейшем поддерживать искателя Истины на пути трансформации и самореализации.

К постоянным членам ашрама иногда присоединяются миряне, пожелавшие отойти на какое-то время от мирской суеты. По праздникам люди из соседних поселений приходят сюда целыми семьями, чтобы поднести членам ашрама прасад, которые учитель благословляет и распределяет среди учеников. Дарителям же он дает благословение, часто сопровождающееся наложением рук на голову, вибхути (священный пепел) и сладости. После этого гуру обычно произносит краткую речь, и праздник кончается всеобщими бхаджанами. Но бывает и так, что он хранит молчание, застыв в медитативной позе или блаженной сосредоточенности, которое, как считается, должно передаваться всем присутствующим.

Когда Гуру умирает или, как принято говорить в Индии, «покидает тело», «уходит в махасамадхи», ученики помещают его тело в специальную гробницу, которая называется самадхи и становится главным объектом поклонения в ашраме. По традиции, перед смертью Учитель назначает своего наместника, который после «ухода» гуру становится главой ашрама. В его обязанности входит контроль за правильностью соблюдения в ашраме установленного порядка, а также за тем, чтобы учение Мастера сохранилось в чистоте и без искажений.

Пребывание в Ашрамах

Удобства. Вопрос с поселением в разных ашрамах решается по-разному: в одних общежития или гестхаузы (гостевые домики) могут быть значительно комфортнее некоторых индийских гостиниц, а в других представляют собой пустые комнаты – кельи. Однако, как правило, это всегда чистые, тихие и содержащиеся в полном порядке помещения. Некоторые ашрамы предлагают большие и общие (отдельно для женщин и мужчин) спальни - залы, в других же имеются отдельные комнаты на 2-4 человека. Ашрам обычно предоставляет кровати или матрасы, реже постельное белье и подушки. Но вполне вероятно, что кое-где вам придется все это покупать в ближайшей торговой точке.

Если вы путешествуете от ашрама к ашраму или хотите задержаться в ашраме на большой срок, захватите с собой или приобретите на месте наволочку, спальный мешок из двух сшитых простыней и кусок ткани длиной метра в полтора-два (он послужит вам постельным покрывалом, накидкой для медитаций и даже полотенцем). Обычно умывальные комнаты в Ашраме общие, а туалеты – индийского типа, душ может быть с горячей водой, но чаще всего только с холодной.

Тем не менее, в любом Ашраме вы всегда сможете разместиться и пребывать с тем уровнем комфорта, который является вполне достаточным, для того чтобы не испытывать жизненных неудобств.

Еда. Еда всегда вегетарианская, от отличной до посредственной, но при этом пища всегда обильная, свежеприготовленная и чистая. Можно сказать, что в ашрамах самая чистая в Индии еда. Ее часто готовят сами преданные, аккуратно и с любовью, дополняя процесс приготовления исполнением священных мантры или бхаджанами. Часто в ашрамах есть европейские кантины-столовые, где шеф столовой – европеец, готовящий привычные для нашего желудка блюда. Даже, например, пиццу, только конечно без мяса, рыбы или колбасы, а также без яиц. Вода всегда используется фильтрованная. Во многих ашрамах имеются собственные огороды, сады и молочные фермы. Блюда обычно подаются на индийский манер: вы садитесь за стол, на коврик или просто на пол и едите рукой или ложкой с разноса или бананового листа. Только есть надо правой рукой, поскольку левая считается нечистой.

Одежда. Одеваться в ашраме надо скромно и практично. Шорты неприемлемы ни для мужчин, ни для женщин, так же как майки и безрукавки. Женская одежда должна закрывать плечи, верхнюю часть рук и ноги. Она не может быть облегающей. Также женщинам рекомендуется носить шарф или шаль, закрывающую плечи. Одежда должна быть удобной, ноской и подходить как к продолжительным медитациям, даршанам или сатсангам, так и для работы на кухне или в саду.

В этом смысле наиболее удобны и для мужчин и для женщин пенджаби – хлопчатобумажный или из другого материала костюм, состоящий из длинных просторных брюк и длинной рубахи-туники.

Обувь должна быть удобная, лучше не новая, а разношенная, чтобы легко надевалась и снималась (поскольку в Индии не разрешается входить в храм, жилище, а иногда в столовую или магазин в обуви).

Следите за тем, чтобы ваша одежда была всегда чистая и опрятная: в святое место можно идти, только будучи чистым изнутри и снаружи.

Оплата. В большинстве ашрамов плата за проживание и трапезы не взимается, хотя в таких случаях от паломников ожидают добровольных взносов. Не забывайте, что ашрамы живут именно на добровольные пожертвования, и не совсем красиво пользоваться ими как дешевыми отелями.

Некоторые ашрамы не только принимают паломников и преданных, но также занимаются благотворительностью: содержат медицинские и общеобразовательные учреждения, приюты, дома престарелых или инвалидов и проч.

Этикет. Вам будет легче, если вы усвоите нижеследующие правила:

Традиционно полагается (хотя и необязательно) поднести гуру или учителю небольшой подарок или подношение: фрукт, цветок, сладости. Часто гуру тут же, благословив, возвращает эти подарки, как «прасад».

Почитатели и ученики могут изъявить свое почтение в виде «паданамаскара», простираясь ниц перед учителем и касаясь его (или ее) стоп головой или руками. Этот обычай часто приводит иностранцев в замешательство, хотя для жителей Индии это вполне естественный жест - так они выказывают уважение своим родителям, школьному учителю и другим почитаемым личностям. Если вам это морально тяжело, приветствуйте учителя, сложив руки вместе как в молитве (некоторые гуру весьма не одобряют более выразительные проявления преданности). Вообще же, в отношениях с учителем искренность и честность содержания гораздо предпочтительнее любой изощренной формы почитания.

При входе в храм, на сатсанг, в медитационный зал или столовую следует снимать обувь. Иногда по всему ашраму полагается ходить только босиком.

В большинстве ашрамов культивируется атмосфера созерцательности, способствующая погружению в себя и не поощряется шумное общение, то есть то, что называется «тусовки». Конечно, неплохо обменяться впечатлениями от ашрама с людьми из других стран, однако помните, что сюда вы приехали не за этим.

Что касается фотографирования - в одних ашрамах это разрешено, в других нет. Поэтому стоит спросить разрешения, прежде чем сфотографировать гуру или ашрам.

Общение. Если в ашраме присутствует Учитель, у вас появляется возможность непосредственного общения с ним (или с ней). Это может быть даршан, когда гуру появляется перед преданными и это, само по себе, уже можно рассматривать, как благословение. Но может быть общение на сатсанге, имеющего обычно форму чередования вопросов и ответов или аудиенция – персональном интервью.

… Конечно, у каждого из вас может возникнуть вопрос о каталоге индийских Ашрамов или «списке просветленных Учителей». Таковых нет. И мы не можем дать вам ни списка, ни каких-либо рекомендаций. Можем заметить только следующее. Например, многие считают «просветленным Мастером» Парамахамса Йогананду. Сам же Йогин в своей «Автобиографии» относит к таковым Махаватара Бабаджи и Шри Юктешвара или, например, называет «самым выдающимся святым 20-го столетия» Шри Рамана Махарши.

О просветленных Учителях Человечество обычно узнает, увы, постфактум. Так было с Христом и Патанджали, Шанкара и Чайтанья, Саи Бабой из Ширди и Рамакришной, Вивеканандой и Шри Ауробиндо.

Иногда о просветлении или своей Божественной сути заявляют сами Мастера, так поступили, например, Ошо и Кальки-аватар, Сатья Саи Баба и Мата Амританандамайи.

Мы просим вас только об одном – приехав в Ашрам, не стоит заниматься сбором доказательств в пользу достоинств или недостатков Учителя – в первую очередь стоит поискать их в самом себе.