Д-р Ананда Редди известен в Ауровиле своими классами по изучению «Жизни Божественной». Он вырос в Ашраме Ауробиндо, «у ног Матери», и затем, с ее одобрения, стал связным между Ашрамом и Ауровилем. Вскоре после этого, в 1970 году, он присоединился к Ауровилю, чтобы преподавать в школе общины Aspiration («Устремление»). В 1976 году он уезжает из Ауровиля, получает степень доктора философии в Мадрасском университете, и теперь является одним из немногих ученых, представляющих в мире и в Индии философию Шри Ауробиндо. Недавно он основал в Пондичерри Центр передовых исследований имени Шри Ауробиндо (SACAR). «Auroville Today» расспрашивает д-ра Редди о работе Центра.
– Каким образом вы обычно рассказываете об учении Шри Ауробиндо? –Это зависит от страны, а также от того, обращаюсь ли я к аудитории, которая уже знает о Шри Ауробиндо или к той, что слышит его имя впервые. С ауробиндовцами я могу продвинуться глубже и говорить из сердца. В других случаях я говорю из ума и даю общие представления о философии жизни Шри Ауробиндо, а потом перехожу к его метафизике. Я не говорю о Шри Ауробиндо как о личности, ибо отдаю себе отчет в том, что в мире существует множество культов и что люди способны причислить нас к одному из них. Если же я провожу цикл лекций, то я говорю о личности Шри Ауробиндо на второй и на третьей. Я представляю его как человека, чья жизнь разворачивалась, как единое целое и чье мышление формировалось на основе его собственного опыта. Я объясняю то, как он, охватывая единым взором философское мышление Индии и Запада, вышел за пределы религий к универсальной духовности. Затем я объясняю, что отличие его понимания духовности от общепринятых идей о ней в том, что нужно не удаляться от жизни, но сделать жизнь и, в конечном счете, материю – Божественной. Таким образом, возникает сбалансированное представление об учении и о человеке, стоящем за ним. При ином подходе, скорее всего, это воспринималось бы как культ.
– И все же создается впечатление, что везде превалирует тенденция к превращению учения Шри Ауробиндо в культ. Зачастую люди цитируют слова Шри Ауробиндо и Матери, вырывая их из контекста и подгоняя «под себя». Реальна ли опасность, что тем самым мы сделаем из Интегральной Йоги еще одну религию? –Это переходный период, учение и сознание Шри Ауробиндо слишком универсальны для того, чтобы превратить их в религию. Многие попадаются в ловушку «так сказала Мать», это верно. В действительности за этим скрываются пассивность и малодушие, и такая позиция неверна. В мире действует то, что мы называем «силой Матери», это метафизическая истина. Но если на дворе солнечно, я все же должен распахнуть окно, чтобы впустить свет внутрь. Просто цитировать Мать и Шри Ауробиндо недостаточно, чтобы впустить в свою жизнь эту силу – со многими из цитирующих этого и не происходит. Часто цитирование – это своего рода знак устремленности в начинающем. Новичку в йоге для поддержания своей веры нужны внешние символы. Это что-то вроде защитной ограды вокруг маленького деревца. Цитировать Шри Ауробиндо и Мать, приносить цветы и благовония к самадхи, почитать их изображения – все это необходимая внешняя помощь, средства, поддерживающие устремление. Нечто вроде лестницы, помогающей нам подняться выше. Начало духовной жизни требует немалого мужества. Человеческий ум часто не готов расстаться с привычным религиозным отношением – вот почему многие из принявших Шри Ауробиндо и Мать, продолжают поклоняться различным божествам и гуру. Из-за инертности, присущей людям, немногие способны окунуться в духовную жизнь, опираясь лишь на свою собственную веру. Но если ты учишься сознательно использовать внешние средства в качестве некой «лестницы», то ты достигаешь стадии, когда начнешь чувствовать внутреннее Присутствие, и тогда необходимость во внешних средствах отпадает. Когда ты наверху, лестница уже не нужна.
– Некоторые ауровильцы чувствуют необходимость в использовании других методов и техник для реализации духовного сознания, быть может, в качестве еще одной «лестницы». Как вы смотрите на это? –Все зависит от индивидуума. Скажу так: если кто-то пользуется другими средствами поддержания себя на пути духовного роста, то все в порядке. Не думаю, что в Ауровиле должны быть какие-то ограничения в том смысле, что люди должны практиковать только «это» и ничто иное. Пусть индивидуум выбирает себе те техники, какие хочет, и пусть его опыт будет богаче, не стоит сужать духовный путь до какой-либо одной предписанной тропы. Единственными необходимыми условиями являются искренность и стремление к высшей жизни – то, что я называю преданностью, верой, шраддха, о которой говорит «Бхагавад Гита», то есть внутренним посвящением, стремлением к воплощению идеала. Чтобы не стать еще одним «измом», будем настороже. Важно не то, что человек следует Шри Ауробиндо и Матери, важно то (и на этом делала ударение сама Мать), что он искренне стремится к божественной Истине и Совершенству. Нечто внутри человека обязательно приведет его к открытию внутри себя Присутствия, или Силы, Матери. А тем, кто решил жить в Ауровиле, я скажу, что рано или поздно что-то приведет их к Шри Ауробиндо и Матери, и причиной тому особая атмосфера, созданная здесь Ими. И дело не в развитии ментального знания или чтении «Синтеза Йоги» или «Жизни Божественной», а в том, что в результате развития внутренней жажды необходимость открыть для себя Мать и Шри Ауробиндо станет чем-то очень существенным. Это жажда внутреннего открытия. Когда я пожелал оставить Ашрам в 1970 году, чтобы продолжить учебу в Америке, я обратился за разрешением к Матери. Ее ответ заслуживает внимания: «Если... ты стремишься к тому, чтобы стать готовым к будущему и к новому творению... то оставайся здесь и готовь себя к этому». В другой раз, когда кто-то сказал ей, что Божественная помощь доступна везде, суть ее ответа сводилась к следующему: «Божественная помощь доступна везде, но здесь мы создали особую атмосферу, благодаря которой людям будет легче реализовать свою душу». Я считаю, что именно по причине этой атмосферы, благоприятствующей психической реализации, Ашрам в Пондичерри посещает так много людей. Их психическое существо так или иначе стало выходить на передний план, и пришла необходимость подышать этой атмосферой. Может быть, этим же объясняется и поток людей, желающих приехать в Ауровиль. Но я считаю, что для тех, кто уже установил эту внутреннюю связь, экспериментирование с различными путями не принесет никакой пользы, это просто потеря времени. К примеру, я заметил, что достижения так называемых медитационных лагерей носят исключительно временный характер. На неделю-другую эго чувствует удовлетворение, ибо достигнуто определенное ментальное молчание или ясность, но затем человек вновь впадает в обычный хаос повседневности и во внешнем течении жизни ничего не меняется. Если целью является Интегральная Йога, или трансформация самого себя, то, как говорит Шри Ауробиндо, только Шакти (Сила) Матери поможет нам в достижении этой цели. Для тех, кто еще не обрел внутренний контакт, такие практики хороши для начала, но тому, кто уже имеет его, возвращаться к этому не стоит. Эти практики – окна, через которые можно проникнуть в дом, а не двери, чтобы выходить из него.
– На это часто возражают: после того, как внутренний контакт с Матерью уже установлен, могут наступить времена, когда ты чувствуешь, что связь утрачена, и ты не прогрессируешь в своей духовной жизни. И тогда может возникнуть желание следовать другим путям. –Но я не считаю, что в этих случаях экспериментирование с различными путями может помочь. Гораздо лучше не волноваться, как неоднократно объяснял Шри Ауробиндо в письмах к ученикам, не задавать слишком много вопросов: прогрессируешь ли ты или нет. Откуда мы можем знать, что прогресс отсутствует? Ум порой склонен так считать, но часто именно в это время что-то в нас прорабатывается за видимой поверхностью нашего существа. Если сохранять тишину, спокойную веру в Мать, тогда неожиданно приходит что-то новое, и мы вновь обнаруживаем себя на пути! Для тех, кто имеет эту внутреннюю связь, очень важны спокойная устремленность, глубокая вера и способность полагаться на силу Матери. В Ауровиле существует опасность разбавления духовной атмосферы из-за постоянного потока приезжающих, не имевших прежде никакого контакта с Шри Ауробиндо и Матерью. Поэтому здесь нужно ядро сознательных садхаков, которые могли бы противостоять этому разбавлению и служили бы живым примером. Так, в Ашраме, после ухода Матери, мы обращались за помощью к Нолини, Чампаклалу и к некоторым другим. И если от таких людей, открытых исключительно Силе Матери, будет исходить сильная вибрация, то ньюкамер почувствует это отличие в вибрациях, и будет искать руководства именно у них. Но очень важно, чтобы ньюкамеры знали, зачем они приезжают в Ауровиль. Если кто-то привлечен в Ауровиль его внешними аспектами, это не будет работать. Но если ты пришел сюда, как сказано в хартии Ауровиля, для служения Божественному Сознанию – назови его сознанием Шри Ауробиндо, сознанием Матери или как угодно еще – тогда духовный рост обязательно будет происходить.
– Вы говорите «открыться Силе Матери», «найти Шри Ауробиндо и Мать в собственной жизни». Не могли бы вы кратко пояснить, что именно вы имеете в виду под этими словами? –Под Силой Матери мы имеем в виду Божественную Силу, нисходящую сверху для трансформации нашей природы в природу божественную. Мы зовем Силой Матери именно трансформирующую силу Божественного. Человек может открыть свое сердце и ум для всего, что находится выше их и стоит за ними. Это может быть достигнуто благодаря устремленности, молитве, бхакти, полной отдаче себя божественной Силе и отвержению всего того, что препятствует реализации нашего устремления. Что касается того, чтобы найти их в нашей жизни – здесь я имею в виду то, что Шри Ауробиндо и Мать являются представителями определенного Сознания, задачей которого является преобразование нашей природы, а не только индивидуальная внутренняя реализация. Многие могут быть не готовы к такому изменению сознания или трансформации своей природы. Быть может, они даже не чувствуют никакой нужды в этом. И пока они не почувствуют этой нужды, внутренне они будут не готовы открыть для себя Шри Ауробиндо. Но здесь все в порядке. Не все поголовно призваны стать учениками Шри Ауробиндо и Матери. Существуют мириады эволюционных путей, и каждая душа выбирает путь предназначенный ей.
– Ранее вы упоминали, что концепция духовности Шри Ауробиндо отличается от других. В чем именно это отличие? –Отличие в том, что Шри Ауробиндо настаивает на необходимости тотально отдаться и довериться Универсальной Шакти – тому, что мы называем Силой Матери. Центральная концепция Интегральной Йоги состоит в том, что работа нисходящей сверху Силы может помочь нам в нашей садхане и продвигать нас к цели. Часто не понимают, что довериться Силе Матери, значит встать на кратчайший путь духовного роста. Фактически, это бесценный духовный дар, который Шри Ауробиндо принес человечеству. Даже экспериментируя с другими духовными путями, для развития своей связи с Божественной Шакти читать работы Шри Ауробиндо и Матери совершенно необходимо, потому что сознание и сила их слов проникают к нам в подсознание и ускоряют раскрытие нашего внутреннего существа. Но, безусловно, существуют и другие способы связаться с этой силой и с присутствием Матери внутри нас, придти к осознанию нашего психического существа. Мать подчеркивала, что всем практикующим эту йогу очень важно работать. Однажды она написала мне: «Развиваться и очищаться мы должны именно в работе». По опыту знаю: работая, достигаешь наиболее интенсивного контакта с Матерью. Все-таки медитация это скорее занятие ума, и она имеет тенденцию удалять нас от жизни. В Интегральной Йоге работа – это важнейший момент, разумеется, работа, внутренне посвященная Божественному в духе карма-йоги. Просто работа, само собой, ценности не имеет.
– Мать говорила: через пятьдесят лет учение Шри Ауробиндо будет воспринято всем миром. До какой степени это произошло? –Думаю, полностью. Сознание Шри Ауробиндо проявлено в мире в разных формах. Во всем мире Шри Ауробиндо и Матерью посеяны мысли-зерна, и Ауровиль – одно из этих проросших мыслей-зерен. Я нахожу, что все непредубежденные мыслители в сегодняшнем мире развивают идеи, в свое время очерченные Шри Ауробиндо. Они используют разные термины, в зависимости от их культурного и социального происхождения, но главная линия их мышления согласуется с пониманием и видением Шри Ауробиндо. Концепция эволюции сознания, трансформации, духовной жизни как единственного адекватного пути к решению наших сегодняшних проблем распространены по всему миру. Может случиться и так, что в будущем имя Шри Ауробиндо не будет известно, но всех объединит его сознание – Супраментальное сознание. Нет необходимости в том, чтобы Шри Ауробиндо был признан в качестве духовного лидера (фактически это и не нужно, это означало бы превращение его философии в еще один узкий «изм»), но он может быть воспринят как провозвестник нового уровня сознания, Супраментального Сознания, предвестник новой расы, идущей за пределы человеческого вида.
– Какие эффекты воздействия Супраментального Сознания вы видите в мире? –Одно из воздействий Супраментального Сознания – очищение от всякой лжи. Все эти тысячелетия были пропитаны ложью, наносившей удары в спину духовному прогрессу. Теперь же, в результате работы Супраментального Сознания, везде, где доселе укрывалась ложь – будь то в индивидууме, семье, касте, группе или нации – повсюду эта ложь обнажается. Раньше религии потворствовали лжи, но сейчас битва идет в открытую. Именно так я понимаю борьбу, происходящую в сегодняшнем мире, и меня не смущают все эти насилия и войны в каких бы формах они ни происходили. Другим результатом действия Супраментального Сознания является иначе не объяснимое всеобщее распространение духовного знания. Все больше и больше людей пускается в духовный поиск, это видно любому. Завтрашний мир, быть может, уже не будет нуждаться в аватарах и вибхути. Время великих духовных лидеров, мыслителей и пророков уходит. И как трава прорастает после первого дождя, так, по мере излияния в мир Супраментального Сознания и Силы, повсеместно появляется новое духовное сознание. Это новое Сознание придет к любому, кто открыт и устремлен, придет в форме необходимой для него. Пришло время духовности простого человека. Духовность будущего будет принадлежать не религиозной или моральной элите, а человечеству в целом. Именно поэтому я подчеркиваю: не важно, будет Шри Ауробиндо знаменит или не слишком-то известен в мире завтрашнего дня, ибо супраментальное сознание пробудит к духовности все человечество, выполняя, таким образом, работу, для совершения которой Шри Ауробиндо и Мать родились в наше время.
«Auroville Today», декабрь 2001
|