О Божественной Матери в Учении Шри Ауробиндо |
Мать и ее Сила – центральные понятия в Интегральной Йоге. Индийская духовная традиция представляет мироздание как союз двух главных начал, деятельного и пассивного, творящего и созерцающего, как Силу и Сознание. Созерцательность и пассивность, право принятия решения изначально приписывается мужскому началу. Его олицетворением в традиции индийской Тантры является Ишвара, в философской школе Санкхья – Пуруша. Женскому началу приписывается активность, которая порождает действие и воплощает силу, а также игру Природы (Пракрити). Шри Ауробиндо, синтезировавший в своем учении достижения индийской духовной практики, говорит о Матери, имея в виду именно динамику Божества, энергию его творчества и силу разрушения и трансформации. Этот элемент шактизма, свойственный Тантре, для учения Шри Ауробиндо гармоничен и обязателен, так как главная цель Интегральной Йоги – трансформация природы существа, его ума и жизни, а не бегство в пассивную созерцательность или аскезу. Благодаря Шакти (Силе Матери) реализуются все достижения в садхане, именно она открывает, наполняет более высокими энергиями и трансформирует каждое существо. В своих главных четырех ипостасях Божественная Мать осуществляет многообразную деятельность, направляя эволюцию мира к высшим ее стадиям. Именно как воплощенная динамичность, Сила Матери находится повсеместно, на всех планах бытия, работая в самых глубинах материи. В некоторых человеческих существах, наиболее открытых и пластичных, Сила Матери реализует себя с огромной интенсивностью. Они становятся реальными проводниками божественной Истины, преобразующей земное бытие в интересах духовного прогресса. По индийской традиции такие проводники, осознавшие производимую через них работу и наделенные, благодаря этому, внутренней озаренностью, почитаются как Махатмы. Духовное видение открыло для Шри Ауробиндо, что Мирра Альфасса как раз и является таким воплощением. Мать – так он ее назвал, и под этим именем она известна всем последователям учения Шри Ауробиндо. (Использован материал журнала «Садхана», Пондичерри, 1993 г.) |