Ответы Шри Ауробиндо на вопросы учеников |
- Как можно узнать, обладает ли человек какими-либо духовными возможностями? - Никто не знает. Когда душа подтолкнет его, он обращается к Богу. Вот и все. - Пожалуйста, скажите мне, обладаю ли я какими-то способностями к духовной реализации. - Чтобы ответить на такой вопрос, требуется время. Если вы пошли по пути Духа, надо просто идти дальше, полагаясь не на свои способности, а на Силу Матери. - Разве не правда, что тот, кто пошел по пути йоги, не имея полного знания собственной натуры и своих возможностей, сталкивается с трудностями? - А кто пошел по пути йоги, имея полное знание или хоть какое-нибудь знание? Все в неведении – только через саму йогу они могут получить знание. - Некоторые люди говорят, что пока вся ваша природа не очищена, не может быть никакого настоящего начала йоги. Это правда? - Подобное утверждать нелепо. - Правда ли, что только тот, у кого есть какие-то переживания и реализации в садхане, принят Матерью, а тот, у кого таких переживаний нет, кто живет в обычном сознании, не принят ею? - Почему он должен быть не принят Матерью? Что вы имеете в виду под «принятием»? - Если садхак не может полностью открыть себя Матери из-за препятствий, существующих в его природе, он не будет принят Матерью? - В таком вопросе нет смысла. Те, кто следует йоге здесь, приняты Матерью – ибо «принятый» означает «допущенный к йоге, принятый в качестве ученика». Ну, а прогресс в йоге и сиддхи в йоге зависят от степени раскрытия (сознания). - Если садхак сталкивается с серьезными трудностями в своей садхане вновь и вновь и не способен отвергнуть свою низшую природу, что поможет ему сохранить веру и приверженность пути? - А кто способен отвергнуть низшую природу полностью? Все, что человек может – это стремиться и отвергать низшие импульсы, призывая Божество сделать все остальное. - Какой должна быть конечная цель садхака? Разве он не должен стать йогином? - Находиться в полном слиянии с Божеством и есть конечная цель. Если человек обрел в некоторой степени постоянное единение (с Божеством), его можно назвать йогином, но слияние должно стать полным. Есть йоги, которые имеют такое слияние только на духовном плане, другие – на уровне ума и сердца, иные и в витале. Цель в нашей йоге – прийти к такому единению и в физическом сознании, и на супраментальном плане. - Когда можно сказать, что садхак заложил фундамент своей садханы? - Когда он пришел к устойчивому покою, беспристрастию и преданности, а также при наличии длительного духовного опыта. - Как правильно установить покой и беспристрастие в природе (существа)? - Покой и беспристрастие находятся выше вас, вы должны призывать их вниз, в ум, витал и тело. И когда бы ни возникали волнения, надо отвергать беспокоящее явление и само волнение. - Приходят ли покой и беспристрастие свыше, по Милости Матери? - Когда они приходят, это результат устремленности души и Милости Матери. - Каков подлинный признак, указывающий на то, что беспристрастие в натуре установлено? Значит ли это, что надо воспринимать любые тревоги извне и изнутри в совершенном покое, ничего не делая для избавления от них? - Это значит, встречать их, не волнуясь, и спокойно отвергать. Пытаетесь вы избавиться от них или нет, не имеет значения. Просто, противодействуя им, вы должны быть спокойны, не испытывать гнева, возбуждения, огорчения или любого иного беспокойства. - В чем точное значение выражения «спокойный ум»? Значит ли это, что в уме не должно быть вовсе никаких мыслей? - Нет. Необязательно, чтобы отсутствовали мысли. Когда нет мыслей, это безмолвие. Об уме говорится, что он спокоен, если мысли, чувства и т.п. могут проходить сквозь него, не тревожа его. Кажется, будто мысли не принадлежат вам. Ум может их созерцать, но его ничто не беспокоит. - Каков настоящий смысл активности и пассивности в садхане? О: Активность в устремленности, в тапасье, в отвержении ложных сил. Пассивность относится к восприятию истинной работы, работы Силы Матери. Таково правильное положение вещей в садхане. (из книги «Элементы Йоги») |