Топ-100
Несколько слов:
Часть 7

Благодаря своему могуществу, майя скрывает реальную картину и проецирует нереальное на реальное, делает так, что единственный Брахман проявляется как индивидуальность, Господь и вселенная (джива, Ишвара и джагат), три сущности там, где существует только одно. Майя по природе скрыта, но когда она становится проявленной, она принимает форму ума. Именно после этого семя огромного дерева (каким является Вселенная, Джагат) начинает прорастать, выпуская листья ментальных побуждений (васан) и ментальных выводов (санкальп). Таким образом, этот объективный мир не что иное, как распространение или виласа (игра) ума.

Джива и Ишвара, подхваченные этим порождением, нераздельно сплетены во вселенной, то есть, они тоже сотворены ментальными процессами, подобно предметам, возникающим в мире сновидений.

Представьте, что джива, Ишвара и джагат нарисованы. Джива и Ишвара находятся в нарисованном джагате, и все они кажутся тремя различными сущностями, хотя созданы одной кистью. Вот так ментальный процесс создает на фоне джагата расплывчатые имманентные изображения дживы и Ишвары.

Именно майя создает иллюзию дживы, Ишвары и джагата - так написано в Шрути. Именно ментальный процесс создает магический танец Его и Меня, Того и Этого, Моего и Его - так говорится в Васиштхасмрити. Выражение "Сохамидам" обозначает в этом тексте дживу, Ишвару и джагат, обусловленную душу. Господа и вселенную. "Сах" значит "Он", Неизменный, Сверхдуша, Сила, находящаяся за пределами, Ишвара. "Ахам" значит "Я", существо, обладающее сознанием деятеля и т.п. "Идам" означает объективный мир, зримый чувственный мир. Таким образом, ясно, что эти три - всего лишь продукты ментального процесса, и они не имеют абсолютной ценности, а только относительную.

Во время бодрствования и в состоянии сна они кажутся реальными, но в состоянии глубокого сна или в бессознательном состоянии (например, во время обморока) ум не действует, и эти три сущности перестают существовать. Этот факт лежит в основе любого ощущения. Поэтому, теперь тебе легче осознать, что эти три исчезнут совсем, когда ментальный процесс будет разрушен благодаря джнане. Тогда человек освободится от привязанности к этим трем сущностям и узнает Единого и Единственного. Фактически, он достигнет Адвайта джнаны, недвойственного знания.

Только джнана, обретенная при помощи анализа ментального процесса, может положить конец майе. Майя, иллюзия, расцветает от невежества и отсутствия различения. Знание, видья, приносит гибель майе.

Причиной болезни служат ваши действия, они порождены неправильным режимом и диетой; они множатся с ростом неправильных поступков. Представление о том, что веревка - это змея, исходит из незнания о том, что на самом деле она - веревка; это заблуждение растет и становится тем глубже, чем больше человек забывает о том, что такое веревка.

Майя процветает благодаря тому, что невежество мешает открытию природы атмы и отдаляет его. Такое положение благоприятно для майи, и она становится такой же непроглядной, как тьма. Когда загорается пламя джнаны, тьма рассеивается и вместе с ней исчезают иллюзии дживы, Ишвары и джагат.

Осознание заставляет змею исчезнуть, после чего остается одна веревка. Так и майя, и порожденные ею иллюзорные джива, джагат и Ишвара, исчезают как только различение делает ясной реальную картину. Человек понимает, что не существует ничего, кроме Брахмана. Существует только Брахман.

На вопрос, как одна вещь может казаться двумя, можно ответить таким образом. До того, как реальное положение вещей открыто, Брахман кажется миром, вселенной (джагат), хотя его настоящая природа не подвержена изменениям, подобно тому, как кувшин кажется кувшином, пока неизвестно, что сначала он был просто глиной. Корона, серьги, ожерелье кажутся различными вещами, пока не выяснено, что все они по своей природе просто золото. Так же и Брахман, принимающий многие формы под самыми различными именами производит впечатление множественности. Но Брахман один существовал, существует и будет существовать. Убеждение, что джагат не что иное, как проекция, есть истинное знание, видья. Видья - конец невежества.

"Заячий рог" - нечто несуществующее; это описание чего-либо наложившегося; только знание Реальности может разрушить это представление. Затем ложная идея исчезнет. Только невежда может принять майю за Истину; мудрый в крайнем случае скажет, что она "неописуема", "за пределами всех описаний", потому что трудно объяснить, откуда происходит майя. Мы знаем только, что она существует, чтобы вводить нас в заблуждение. Мудрый называет ее "заячьим рогом".

Когда доверчивым детям говорят: "Смотри! Там привидение!", - они верят, что это правда и страшно боятся. Так и непросвещенные, невежественные люди принимают за реальность объекты, окружающие их из-за влияния иллюзии, майи. Однако люди, одаренные различением, отличают истинного Брахмана от ложного мира (джагат); те же, кто не способен на это или не может определить истинную природу майи, просто говорят, что она "за пределом всех описаний", "анирвачанейя".

Джнани, который прочно усвоил истину, характеризует ее как мать, труп которой сжигает сын. Такое понимание майи способствует возникновению джнаны или "проявленной мудрости". Дитя видья убивает мать, как только рождается. Ребенок, который достиг цели и убил мать, первым делом действительно сожжет ее труп. Если два дерева и боролись за существование в лесу, то когда начинается пожар, они сгорают оба. Так и видья, или знание, которое родилось из майи, разрушает сам источник этого знания. Видья превращает авидью в золу.

Так же как "заячий рог" - название, обозначающее несуществующее, майя не существует, и человеку достаточно этого знания, чтобы отделить ее от сознания. Так говорят джнани, знающие.

Но это еще не все. Вы должны обозначать все вокруг, как несуществующее, как авидью или майю. По мере возрастания джнаны все, кроме джнаны, становится бессмысленным, бесценным, неверным, беспочвенным и несуществующим, вы воспринимаете это как проявление майи.

И еще один интересный момент: можно сказать, что поскольку майя порождает видью, она справедливо заслуживает уважения, но видья, которая возникает из нее, также не вечна. Как только видья разрушает авидью, она исчезает. Когда огонь завершит свое дело, он исчезает вместе с деревом.

Джнану, возникающую из простого слушания Веданты, нельзя назвать прямым Знанием. Пока в процессе обучения истинное понимание не заменит заблуждения, в котором человек принимает одно за другое, как можно назвать его знание прямым или истинным? Нет, оно пока неточное. Конечно, слушая о природе Брахмана (которая есть Сат-Чит-Ананда), человек может представить или нарисовать ее себе, но он должен действительно "увидеть" Брахмана, Свидетеля пяти оболочек (коша) человека (Аннамайя, Пранамайя, Маномайя, Виджнанамайя, Анандамайя). Ты, видимо, знаешь из писаний, что тот, кто изображается четырехруким и в руках у которого раковина, диск, жезл и лотос (Санкха, чакра, гада и падма) - это Вишну, и ты, возможно, даже рисовал Его подобным образом в своей медитации; однако, пока ты действительно не "видел" Его своими "глазами", знание, полученое посредством изучения икон, никогда не сравнится с пратьякшей или прямым восприятием.

Так как форма Вишну принимается различной и внешней, когда ее постигают с помощью изучения шастр, то это знание и не может быть прямым. Поскольку человек не ведает о том, что Брахман - это его собственное "я" (а не что-то отличное и постороннее), то может ли он осознать себя Брахманом, если даже услышит восклицание махавакья типа "Тат твам Аси", открывающее эту основную Истину? Нет, не может.

Вы, возможно, сомневаетесь, имеет ли знание о вещах, отличных от вас, таких, например, как Сварга (Небеса), полученное из писаний, определенную ценность; но не стоит сомневаться в этом! В тех же писаниях сказано (при помощи махавакья или великих высказываний), что ты есть Сам Брахман, и никто иной. И они также предостерегают тебя о том, что нельзя обрести прямое восприятие, просто слушая эти Махавакьи!

Прогресс ученика происходит следующим образом: он размышляет над тем, что услышал, с верой и серьезностью, пока не усвоит характерные черты атмы косвенным путем; затем, чтобы перенести это знание на поле действительного опыта, он предпринимает процесс размышления, Манана, т.е. обдумывает его с помощью Манаса (ума).

Атма присутствует везде и во всем; она неподвластна влиянию; она всепроникающая, как (эфир) акаша; она находится в Чит или Вселенском Сознании, поэтому ее называют "Парам" или "запредельное"; она описана в шрути как "Асанго-аям Пурушах". "Это невовлеченный Пуруша".

На Атму ничто не влияет, и она не соприкасается ни с чем; она превосходит все и лишена деятельности и побуждений. Пусть у вас не будет сомнений в ее безграничности - она превосходит три ограничения: пространство, время и причинность.

Не думай, что Атма присутствует в одном месте и отсутствует в другом. Она не ограничена пространством. Не думай, что она существует в одном месте и не существует в другом. Она не ограничена пространством. Не думай, что она существует в одно время и не существует в другое. Она не ограничена во времени. Атма есть все, нет ничего, что бы не было Атмой. Атма есть Все. Также она не ограничена вещественностью (васту). Именем и Формой. Атма - это Полнота и Свобода; осознание ее есть Полнейшая Джнана, Высшая Истина.

Здесь может возникнуть затруднение: если Атма пропитывает все, подобно пространству, не подвергается ли она изменению, то есть викаре? Нет, существование, происхождение, рост, изменение, угасание, смерть - вот шесть изменений, Атма же является всеобщим, Вечным Свидетелем, Познающим пространство и др. элементы, и вместе с тем она лишена модификаций; это - нирвикара, неизменная.

Когда говорят, что Атма - нир-викара, подразумевают, что все другое подвержено изменениям. Можно задать вопрос, как тогда использовать слово адвайта, недвойственный? Некоторым вещам свойственна изменчивость, а другим - нет. Но поскольку ничего, кроме Атмы не существует, будет неправильно, если говорить о составленном из двух частей существе; их не два, а только одно! В этом не должно быть сомнений.

Почему говорят, что нет ничего вне Атмы? Потому что Атма - причина всего этого, а различия между причиной и следствием не может быть. Причина не бывает без следствия, а следствие без причины.

Некоторые, возможно, ломают голову над вопросом, как Атма может быть Всеобщей Причиной. Атма есть Всеобщая Причина, потому что она Всеобщий Свидетель. Свидетель является причиной всех заблуждений в мире; видящий создает серебро в раковине-жемчужнице; различные сцены мира снов являются порождениями видящего. Так и по отношению к многообразию вещей, воспринимаемых в бодрствующем состоянии, Атма, являющаяся видящим (свидетелем), выступает как инструмент.