ПОЯС КУШТИ (П. — общеслав., ст.-слав. поiaсъ — из русск. опоясать, котор. — от *jasati , откуда русск.-цслав. iaсало = “пояс”; сравн. авест. yasta = “опоясанный” / К. = перс. “пояс”), (зороастр.) предмет/атрибут Силы: “священный защитный пояс, соединяющий, как пуповина, с Всевышним; <...> повязывается через 15 лет и 3 месяца после рождения <посвящаемого> (считается, что прошло ровно 16 лет после зачатия); сплетается — для рожденных в семье праведных зороастрийцев — из 72 шерстяных нитей, а для тех, кому более 16 лет и у кого родители не зороастрийцы, — из 3 нитей трех цветов: желтых, красных и белых <...>; оборачивают его три с половиной раза* вокруг талии на рубашку; завязывается на два узла — один спереди, другой — сзади, как прошлое и будущее, как Лунные Узлы, которые связаны с Митрой; завязывание пояса показывает неразрывную связь с кармой, с Лунными Узлами” (Ист. инф. — ПГл-95).


*   Любопытно, что, как и Кушти, именно три с половиной раза обернута вокруг лингама дремлющая змея КУНДАЛИНИ.

“В Гатах <см. АВЕСТА> Зороастр выступает скорее пророком, чем законодателем. Тем не менее за годы, проведенные при дворе Виштаспы <первого правителя, принявшего веру Зороастра>, он должен был устроить свою общину, установить религиозные церемонии и обряды. По-видимому, это еще индоиранский обычай надевать на мужчин при инициации плетеный шнур в знак принятия в религиозную общину. Брахманы Индии носят его через плечо. Шнур завязывает жрец, но брахманы никогда его не развязывают, а просто стягивают в сторону, когда совершают обряд. Этот старый индоиранский обычай Зороастр приспособил для того, чтобы дать своим последователям отличительный знак. Все зороастрийцы, мужчины и женщины, носят шнур как пояс, трижды обернув им поясницу и завязав узлом спереди и сзади <т. е. обернув, фактически, три с половиной раза. — Сост.>. Обряд посвящения совершается в пятнадцатилетнем возрасте, после чего верующий обязан сам развязывать и вновь завязать пояс каждый день всю свою последующую жизнь во время молитвы. Символическое значение этого пояса (по-персидски кусти) вырабатывалось в течение столетий, но, по-видимому, с самого начала три его витка означали трехчастную этику зороастризма <благая мысль, благое слово, благое дело>. Они должны были сосредоточивать мысли владельца на основах веры. Кусти повязывают вокруг нижней белой рубашки — судра, — в ворот которой зашит маленький кошелек. Он должен напоминать верующему, что человек всю жизнь должен наполнять его благими мыслями, словами и делами для того, чтобы обрести свое сокровище на небесах.” (БойсМ)