ВАРНЫ (санскр. varna = “покров, оболочка; качество, цвет; сущность”), социальное деление общества, принятое в Индии; “чистых” В. четыре: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры; // по сути, В. — это ступени сознательного эволюционного развития, пройти которые должен каждый из обретших облик человека, при этом “каждая последующая ступень включает в себя весь опыт, накопленный ранее, поэтому кшатрию, например, не сложно овладеть ремеслами (стадия вайшью), но задача кшатрия — в другом . <...> Силой йоги за одну жизнь можно пройти весь эволюционный путь от шудры до брахмана и достигнуть Мокши. <...> Изначально <в брахманизме. — Сост.> принадлежность к той или иной В. определялась по способностям. Учитель-брахман изучал поведение ребенка, просматривал его прошлые рождения. Затем дети подразделялись на варны и продолжали уже особое для каждой В. обучение. В дальнейшем, при смене Юг, было закреплено наследственное разделение на касты, что не всегда соответствовало действительности. Ведь В. человека зависит прежде всего от его духовного развития, от того, какой отрезок эволюции пройден в предыдущих воплощениях. А об этом можно судить по тому, к чему человек стремится. <...> Традиционно только представителям трех высших В. разрешалось заниматься йогой. Представителей этих В. называли также «дваждырожденными», считая вторым рождением возможность изучать Веды (то есть приобщение к Знанию)” (ШЙ);
     В. различаются:

а) по качеству,

б) по достоинству,

в) по внешнему облику:

— виду,

— цвету,

— роду;

г) по цвету:

— брахманы — “белые”,

— кшатрии — “красные”,

— вайшью — “желтые”,

— шудры — ”черные”;

В. девочки определяется по В. отца, а после замужества — по В. мужа. (Сравн. КАСТЫ)

“Бхригу сказал:

Так владыка существ, Брама, создал сперва браминов,

Развивавшихся собственной силой и воссиявших светом Творца света (Солнца);

Затем правду, долг (дхарму), подвиг (тапас) и вечное Брахмо,

Небесную чистоту, нравственность установил владыка.

(Затем произвел) дэвов, данавов, гандхарвов, дайтьев, асуров и ходящих на чреве,

Якшей, ракшасов, змиев, пишачей и человека,

Браминов, кшатриев, вайшьев, шудр, о, лучший из дваждырожденных,

Также множество разных других существ и варны (знай), отрешенный.

У браминов белая, у кшатриев кроваво-красная краска,

У вайшьев желтая, у шудр — черная. <...>

Без различия варн этот мир преходящий весь браминским

Брама некогда произвел, но делами окрасились (варны).

Резкие и гневливые, любители вожделенья, насилия, наслаждений,

Нарушив свой долг и обагрив кровью руки, до состояния кшатриев дошли такие брамины.

Желтые, занимающиеся скотоводством, живущие земледелеием,

Эти дваждырожденные, не устояв в своем законе, пришли к состоянию вайшьев.

Жадные, любители неправедности, врежденья, живущие разной работой,

Черные, утратившие чистоту, пришли к состоянию шудр (такие) брамины.”

(Мдх 188, 1-14.)

“Вступление «дваждырожденного» в социально активную жизнь знаменовалось традиционным обрядом инициации: «На восьмом году от зачатия надо произвести посвящение (upanayana) для брахмана, на одиннадцатом от зачатия — для кшатрия, на двенадцатом от зачатия — для вайшьи. [Посвящение] брахмана, желающего [приобрести] священное знание, может быть произведено на пятом [году], каштрия, желающего получить могущество, — на шестом, вайшьи, желающего получить богатство, — на восьмом».* Без этого обряда мальчик не мог считаться членом касты и общины. Обряд включал в себя несколько процедур, кульминацией которых было вручение вещественных символов принадлежности к статусу в зависимости от касты: «Тройной пояс (mekhala) брахмана, глядкий и мягкий, должен быть сделан из [травы] мунджа, [пояс] кшатрия, как тетива лука, должен быть сделан из [травы] мурва, вайшьи — из пеньковых нитей».** Возлагался священный шнур: «Священный шнур (upavita) для брахмана полагается из хлопковых нитей, перевитый втрое, кшатрия — [сделанный] из пеньковых нитей, вайшьи — из шерстяных нитей». Посвященные должны носить одежду из кожи черной антилопы, оленя или козла и нижнее белье из пеньки, льна или шерсти — в соответствии с правилами касты. Кроме одежды, шнура и пояса, отличительным признаком посвященного была трость, материалы и размеры которой также строго оговаривались. Получив всё это, посвященный, «почтив солнце, обойдя огонь, имея его с правой стороны» должен был собирать милостыню согласно предписанным правилам, указывающим, как, когда и у кого надлежит просить. Собрав потребное количество пищи и «показав без обмана» своему наставнику, «он может есть, обратившись лицом к востоку, очистившись прихлебыванием воды». Обращение во время еды к той или иной стороне света имеет определенный семиотический смысл, оно чревато различными, но «беспроигрышными» последствиями: долголетием (при обращении на восток), славой (при обращении на юг), благополучием (при обращении на запад), праведностью (при обращении на север). Пищу надлежит принимать почтительно, радоваться при виде ее и избегать излишеств — лишь в этом случае она «сообщает энергию и силу», что, заметим, находится в полном согласии с выводами современной диетологии. После принятия пищи каждый раз совершается обряд омовения водой, «негорячей и непенистой», предписанной — для каждой касты разной — частью руки, в уединенном месте, обратясь лицом к востоку или северу, производя следующую процедуру: «Сперва пусть он трижды хлебнет воды, потом дважды омоет рот, а также омоет впадины [на голове], [местопребывание] души и голову».


*  Здесь и далее автор пересказывает, цитируя, «Законы Ману», М., 1960.
**  Сравн. ПОЯС КУШТИ.

В комплексе инициационных процедур упоминается (без указания подробностей) обряд обрезания волос (kecanta), который полагается совершить брахману на 16-м году, кшатрию — на 22-м, вайшье — двумя годами позже и который завершается изложением закона посвящения дваждырожденных.” (АльбМ)

“По прохождению варн между мужчинами и женщинами есть очень большие различия. <...> Женщина — это поле: что вы на нем посеете, то и пожнете. Кем бы женщина ни родилась, в какой бы семье ни родилась, всё равно всё будет зависеть от того мужчины, которого она будет любить. <...> Если женщина полюбит шудру, то становится шудрянкой. Если кшатрия — кшатрийкой, и т. д. У Пушкина в «Евгении Онегине» Татьяна Ларина, попав в Петербург, через год становится великосветской дамой. А кто ее учил? <...> Возьмите другие источники: божеству понравилась рыбачка, он взял ее в жены и она сразу же становится богиней. Женщина может мгновенно из пастушки превратиться в принцессу, если она выходит замуж за принца. А вот мужчина-пастух, даже женившись на принцессе, принцем сразу ни за что не станет, ему вначале нужно подтвердить свой статус, подтвердить то, что он имеет право называться принцем.” (ГАрС)