ПУШКИН Александр Сергеевич, русский гений; неисчерпаемость гения П. не только в том, что он охватил в своем творчестве практически все литературные жанры, но и в идеологическом, к примеру*, многообразии созданного им: так, в его работах найдет близкое себе и монархист, и демократ, и анархист, и человек в принципе чуждающийся какой-либо идеологии, или даже, положим, религиозный фанатик, но и — богоборец, и принципиальный атеист и т. д.; да не забыть бы еще революцию, произведенную П. в области русского литературного языка [П. впервые ввел в литературный обиход естественную (в отличие от традиционно принятой до него возвышенной, пиитической) лексику и манеру повествования/письма]...; // согласно принятой в Шк. концепции уровней развития человека, считается, что как человек П., обладая пятью заполненными УРОВНЯМИ ОТРАЖЕНИЯ, достиг одной из высших ступеней духовного развития; // тексты сказок, созданных П., обладают не только высочайшими эстетическими и литературными достоинствами, ставящими их в один ряд с шедеврами фольклора, но и содержат эзотерическую информацию (в частности — о законах всех земных цивилизаций** и нравах их представителей); // в последние годы в ряде периодических изданий появились статьи и публикации, посвященные так называемому Архиву Пушкина или «Златой Цепи», в которых идет речь о собрании архивных документов, связанных с некими научными трудами, якобы принадлежащими перу П. и переданными им некогда на длительное (до 1998 г.) хранение наказному атаману Войска Донского Д. Е. Кутейникову (да еще и завещанными при этом г. Таганрогу) с наказом “поведать их свету” начиная с 1979 г., в связи с чем именно в этом же году в Таганроге открылся “домашний музей научных работ А. С. Пушкина”...


*   Поскольку это многообразие касается практически любой области знания, нашедшей свое отражение в творчестве А. С. Пушкина.
**   Подробнее о связи той или иной сказки с конкретной цивилизацией см. в ст. по соответствующей ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Но приведем всё же связную цитату:

“Архив никогда не был тайной, им пользовались многие выдающиеся люди России: Аксаков, Гоголь, Данилевский, Достоевский и многие другие. И не только пользовались, но и оставляли в нем свои работы.

Архив разрастался. Его назвали Архивом Всего Русского в России. <...>

Эти строки* указывают на приложенное к семейному хранению собрание научных книг, в которое входили все произведения древних и о древних цивилизациях, которыми пользовался Пушкин при написании своих научных работ. Этим приложением впоследствии пользовались и все русские классики, создавая основы законопознавательных наук нашей, общественной цивилизации.**

Это собрание научных книг, свободное от цензурных ограничений, должно было дублировать такие ценные научные работы классиков, как, например, трудный для хранения «сожженный» — второй том «Мертвых душ» Гоголя и другие.” (Эта и все предшествующие цитаты в статьи ПУШКИН А.С. — из Рыбк);


*   Речь идет о толкуемых здесь хранителем Архива Пушкина строках Пролога к поэме «Руслан и Людмила».
**   Впрочем, к печали Сост., нигде при этом нет и речи о каких-либо текстах, документах или записках хотя бы одного из перечисленных выше классиков, увы.

“Пушкин — человек без детства.” (Лотм)

“ПУШКИНЪ Александръ Сергеевичъ, генiальнейший русскiй поэтъ, р. в Москве 26 мая 1799 <здесь все даты — по ст. стилю>, ум. в Спб. 31 января 1837; правнукъ (по матери) Абр. Ганнибала. Выросший в семье, говорившей по французски, ребенком начитавшiйся просветительской литературы, П. сам началъ писать по франц., либо в духе франц. писателей XVIII в. Но рядомъ, влiянiе бабушки и няни не только знакомило его с русск. яз., но и вводило въ психологiю народной среды, а литерат. связи отца прививали ему вкусъ къ литературнымъ занятиямъ и вводили въ интересы соврем. писательскихъ кружковъ. <...> И въ литературной деятельности, и въ жизни П. является однимъ изъ немногихъ въ исторiи нашей словесности примеровъ морального здоровья, гармонического развитiя духовныхъ силъ. Но даже его могучей души не хватило на то, чтобы постоянно побеждать пошлость окружавшаго его общества вдохновенными порывами идеализма; поэтъ иногда невольно поддавался раздраженiю. Въ одну изъ такихъ минутъ и разыгралась трагедiя дуэли съ Дантесомъ, такъ безвременно лишившая общество лучшего его представителя.” (МЭС)

“Когда говорят о Пушкине, почему-то полагают, что все после Пушкина были продолжением Пушкина. Ничего не было продолжением Пушкина — он до сих пор остался впереди.” (БитАн)

“Однажды Пушкин написал письмо Рабиндранату Тагору.

«Дорогой далекий друг, — писал он. — Я Вас не знаю, и Вы меня не знаете. Очень хотелось бы познакомиться. Всего хорошего. Саша.»

Когда письмо принесли, Тагор предавался миросозерцанию. Так погрузился, что хоть режь его. Жена толкала-толкала, письмо подсовывала, — не видит.

Правда, он по-русски и читать не умел.

Так и не познакомились.” (Д. Хармс “Из жизни замечательных людей”)

“Ладно, а платить-то кто будет? Пушкин?!” (Фолк)