ПУРУША (санскр. purusa = “человек, мужчина; герой; слуга; род человеческий; душа; мировой дух; божество, рожденное Брахмой и олицетворяющее мужское начало”), в Ведах и ведических ученияхПред- или Пра-человек; можно даже (в отличие от Адама, сотворенного последним, то бишь после всего и всех) назвать П. (претворенного во всё и всех): Все-человек или даже Все-творение.

“ПУРУША (Человек) — в «Ригведе» — имя первозданного гиганта, принесенного в жертву богами, сотворившими вселенную из его расчлененного тела. В поздневедийской литературе П. отождествляется с Праджапати, богом-творцом. В Упанишадах слово «П.» приобретает значение индивидуальной души, в дальнейшем, в эпосе, нередко отождествляется с понятием Атмана или Брахмана. В системе классич. философской школы санкхья П. — духовный принцип, противопоставляемый пракрити, материи, мужское (пассивное) начало, существование которого есть необходимое условие для активности женского, нематериального; санкхья признает множественность П., душ. Содержание понятия «П.», однако, весьма противоречиво* толкуется в индуистской философской литературе.” (В.Эрман, ИнДжаСи)


*   Скорее — не противоречиво, а — многообразно, поскольку, как ни толкуй то, что изначально было признано ВсеПредком, — ни ошибиться, ни войти в противоречие с чем-либо в нем или вне его (а вне Его ведь ничего и нет? :) просто невозможно.

“Непроявленное — выше великого [Атмана],

Пуруша — выше непроявленного.

Нет ничего выше пуруши. Это конечная цель. Это высший путь. <...>

Пуруша, величиной с большой палец, находится в середине тела,

Владыка бывшего и будущего — [познавший его] больше не страшится.

Поистине, это — То.

Пуруша, величиной с большой палец, подобный пламени без дыма, -

Владыка бывшего и будущего. Он — сегодня, он — и завтра.

Поистине, это — То. <...>

Пуруша, величиной с большой палец, [находящийся] внутри тела,

всегда пребывает в сердце людей.

Пусть с твердостью извлекут его из своей плоти,

как сердцевину из тростника;

пусть знают его как чистого, бессмертного,

пусть знают его как чистого, бессмертного.”            (КатУ2 I 3, 11 // II 1, 12-13 // II 3, 17)

“Эта сущность — душа сущностей всех, это — вечный Пуруша:

Манас, буддхи, аханкара, сущности и предметы.”            (Мдх 185, 4)