ПРИНЦИП (с XVIII в. — через франц., нем. или польск. — от лат. principium = “начало; основоположение; элемент, стихия”), 1) в широк. (Природном) смысле — та или иная всеобщая объективная причинно-следственная связь, лежащая в основе действия большинства природных законов, либо, иначе говоря, некое объективное начало, единое для этих законов и, следовательно, объединяющее их между собой; // в понятийном смысле не всегда можно строго установить, где кончается П. и начинается Закон (см., в частн., ПРИНЦИП БАХА, ПРИНЦИП ГАРМОНИЧЕСКОГО РЕЗОНАНСА, ПРИНЦИП ЗЕРКАЛА, ПРИНЦИП НААНА, ПРИНЦИП НЕОБХОДИМОГО ОДНООБРАЗИЯ, ПРИНЦИП ОККАМА, ПРИНЦИП ПОДОБИЯ, а также ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ, КИБАЛИОН; особо см. СОВПАДЕНИЯ); 2) в узк. (приватном, персональном) смысле — чей-либо личный внутренний закон, индивидуальное правило, определяющее поведение этой принципиальной сущности “по жизни” в тех или иных ситуациях; при этом беспринципность — просто частный случай той же принципиальности; // в Шк. Гуру Ар Сантэма к категории абсолютно П.-иальных (т. е. идущих до конца в своем “малом” П.) относят любую сущность, классифицируемую как “черная” или “белая” (см. ЦВЕТОТИПЫ ЛИЧНОСТИ), при этом так назыв. двойной П.-иальностью с точки зрения той же классификации обладают “черные в белом” и “белые в черном” (подробнее см. СЛОЖНЫЕ ЦВЕТОТИПЫ).

Знание принципов освобождает от знания фактов.” (С. Бебчук, КТ № 20. 1998)