Биджа-мантраМантраСпособы повторения мантрМантрам


БИДЖА-МАНТРА {санскр. <(bija = “семя, зерно; зародыш, зачаток; корень, основа; происхождение, начало”) + [mantra = МАНТРА (см.)]>}, ключевая/корневая мантра чакры, соответствующая янтре, иногда изображаемой в центре графического аналога этой чакры (подробнее см. статьи по каждой из чакр).

МАНТРА* (санскр. mantra = букв. “Орудие Духа” = “священное слово, заклинание”*2), 1) “вещее слово”: ключевой звук*3 (или сочетание звуков: слог, слово или фраза*4), служащий достижению определенного индивидуального состояния и/или индивидуальному подключению к источнику определенной внешней энергетики; // в практике Школы Гуру Ар Сантэма используются следующие М. (в скобках после М., по возможности, указываются: вначале — преобладающий цвет М.-льной энергетики, затем — предполагаемая сфера действия/область воздействия этой М.):

Авезило-Авезило*5 (голова ?),

Авезило-Агни (оранжевая; все “огни” организма),

Авезило-Безило (молекулярный уровень),

Авезило-Вило (интеллект),

Авезило-Гяуш (МИНЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА),

Авезило-Давсуга (бирюзовая; все “воды” организма),

Авезило-Джиго (мышление, творчество),

Авезило-Дило (зеленая; органы репродукции и внутренней секреции),

Авезило-Ждаго (“воздуха и ветры” организма),

Авезило-Ха (снимает “магии”*6),

Авезило-Цо (клеточный уровень),

Авезило-Ы (боль физическая*7),

Авезило-Э (набор энергии/энергетики, необходимой для снятия усталости);

// для работы с М. в состоянии М.-медитации предпочтительна падмасана, либо — любая другая комфортная поза при условии сохранения прямизны позвоночника и общей расслабленности всего тела; для облегчения контроля за временем в состоянии М.-медитации используются четки; 2) изначальное ядро Вед: гимны, магические формулы, заклинания. (См. также А/А-А/А-А-А, ДЖАПА, ИМЯ, РЕЗОНАНС, СЛОВО; сравн. КОАН, МАНТРАМ, МОНДО, ЯНТРА.)


*  Вниманию эксперементирующих: ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ МАНТРУ СТАВИТ СЕБЯ В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ БОГА, БОЖЕСТВА ИЛИ СУЩНОСТИ/СУЩНОСТЕЙ, ЗА ЭТОЙ МАНТРОЙ СТОЯЩИХ ЛИБО ТЕХ, ЧЬЕ ИМЯ/ИМЕНА УПОМЯНУТЫ В МАНТРЕ (как, к примеру, во всех мантрах данной статьи).
*2  Как в отечественных, так и в зарубежных источниках можно встретить всевозможнейшие этимологические толкования сакрального термина мантра. Однако хотя санскр. man = “знать, думать, полагать”, а tra = “охранять, спасать”, вряд ли эта сумма глаголов способна что-либо добавить.
*3  Строже говоря, речь идет о ключевой вибрации, являющейся резонансной применительно к тому или иному источнику энергии/энергетики. Однако, как правило, люди пользуются исключительно речевыми формами вибраций, т. е звуками.
*4  Лучше, если мантра лишена для практикующего какого-либо конкретного смысла (подробнее см. в цитатной части).
*5  Ещё раз: Вниманию экспериментирующих: ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ МАНТРУ СТАВИТ СЕБЯ В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ БОГА, БОЖЕСТВА ИЛИ СУЩНОСТИ/СУЩНОСТЕЙ, ЗА ЭТОЙ МАНТРОЙ СТОЯЩИХ, ЛИБО ТЕХ, ЧЬЕ ИМЯ/ИМЕНА УПОМЯНУТЫ В МАНТРЕ (как, к примеру, во всех мантрах данной статьи).
*6  Речь идет о снятии “наведенного воздействия”, не связанного с ответственностью за вину; в противном случае — см. РИТУАЛ ИЗВИНЕНИЯ.
*7  Речь идет об устранении боли, не связанной с ответственностью за вину; в противном случае сначала — РИТУАЛ ИЗВИНЕНИЯ.

“Наука мантры, хорошо она обоснована или нет, но даже в последнем случае это — не абсурд, как полагают некоторые. Те, кто так думает, исключают мантры, являющиеся молитвами, значение которых они понимают, ибо с молитвой они близко знакомы. Но такое уважение само по себе показывает недостаток понимания. В мантре нет необходимости в святости или молитве. МАНТРА есть СИЛА (Мантра-Шакти), которая СООБЩАЕТСЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ЛЮБОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ. Человек может быть поврежден или даже убит мантрой. <...> Приведу пример, который я обнаружил в статье автора, никоим образом не могущего быть заподозренным в оккультизме, теософии или чем-либо подобном. Генерал Дж. Т. Гаррис заметил скорпиона, приближающегося к ноге Садху — подвижника-нищего. «Не двигайтесь, — сказал генерал, — у вашей ноги скорпион.» Садху разогнулся, и когда он увидел скорпиона, то просто указал на того пальцем, от чего насекомое тут же, в присутствии генерала, съежилось и умерло. «Вы, похоже, уже обладаете силой», — заметил генерал, но Садху просто отмахнулся от этого, как не имеющего значения.

Посредством мантры, как говорят, достигается род соединения с физической Шакти; посредством мантры в посвящении, называемом Ведадикша, происходит переход силы от Гуру к ученику, так что последний под ее воздействием падает в обморок; посредством мантры Огонь Нота (Хома) может быть зажжен при идеальных условиях; посредством мантры человек может спастись и т. д. Вкратце, мантра есть сила, сила в форме звука. Корень «Ман» означает «думать».” (Авал)

“Мантра — это определенный звук, звукосочетание, при произнесении которого создаются вибрации, и на эти вибрации из Космоса идет энергия. При правильном произнесении мантры и сердце и весь организм начинают работать в режиме мантры, и это способствует оптимальной работе с энергией.

В каждой Школе принято произнесение мантр на определенных частотах, а некоторые Школы выпускают пластинки и кассеты с записями своих мантр. Люди, пользующиеся этими записями, зачастую попадают под влияние этих Школ.” (ГАрС)

“Согласно ведической традиции, все мантры и Веды эманировали из Абсолютной Истины, затем проявились в сердце Брахмы, творца этой вселенной, а Брахма распространил это знание через мудрецов и полубогов по всем планетам вселенной.

Корень «ман» в санскритском слове «мантра» происходит от слова «мана» — «думать», ум, а «тра» означает «очищать или освобождать». Таким образом, мантра — это то, что освобождает сознание от невежества, затемнения и дурных привязанностей. <...>

Мантру можно сравнивать с вратами, связывающими индивидуальное сознание с космическим сверхсознанием. Вам могут показать эти врата, ведущие к совершенству. Вам могут даже отпереть замки, но раздвигать врата вы должны сами. Вы должны сделать усилие, вы должны практиковаться, и врата начнут открываться. <...>

Посвящение намного ускоряет практику мантра-йоги. Но если ученик полон энтузиазма и серьезно занимается практикой мантра-йоги, то мантра может сама открыться. И тогда соединение мантра-шакти и садахан-шакти, т. е. энергии мантры и индивидуальной энергии ученика, даруют ученику успех и совершенство. <...>

Слоги мантры заряжены энергией, которую нельзя воспринять чувствами, но которая действует независимо от того, осознаём мы смысл мантры или нет. <...> Безусловно, если мы осознаём смысл мантры, то она будет действовать намного эффективнее. Независимо от того, как мы едим, сознательно или бессознательно, мы насыщаемся. Но если мы принимаем пищу сознательно, в должном состоянии, мы насыщаемся быстрее и меньшим количеством пищи. <...>

Вы можете выбрать слово, повторять его длительное время и почувствуете в результате расслабление, но обычное слово не принесет вам истинного медитативного состояния и не откроет сверхсознания. Большинство обычных слов создают в уме образы, которые препятствуют повторению мантры и служат помехой для медитации, вызывая блуждание ума. Мантрические слова постепенно и мягко очистят ум от изматывающего внутреннего диалога, от мысленной жвачки, беспокойства и даруют умиротворение, спокойствие, сосредоточение. <...>

Вначале, когда вы проверяете силу слов мантры и начинаете отмечать какие-то позитивные изменения в своей жизни, вы можете довольствоваться механическим повторением, наслаждаясь теми благами, которые получили. Но когда мантра-медитация станет частью вашей жизни, она пробудит сильное стремление к духовному совершенствованию, к самопознанию. <...> Однако в любом случае для достижения успеха требуется решительность, правильные намерения и постоянство усилий.” (Шалагр)

“В транспорте с мантрами лучше не работать, так как энергия, нужная вам, может не подходить другим людям и они будут испытывать дискомфорт. На мантры (если они не загрязнены <т. е. не искажены. — Сост.>) идет чистая энергетика, но многим она не подходит из-за того, что они загрязнены неправильным питанием, неправильным поведением, неправильным образом жизни. Можно, конечно, чистить таким образом людей, но хотят ли они этого? Если нет — то получится насилие. Поэтому с мантрами лучше всего работать в уединенном месте.” (ГАрС)

“<...> а что такое мантра? Это как раз проявление всех ипостасей высшего начала, и ритма, и времени <...>.

Звук «р» <...> в авестийских мантрах имел большое значение <...>. В одном из богослужебных руководств, уже позднее описанных в Авесте, сказано, что тот, кто не умеет правильно произносить все звуки мантры, особенно в слоге «ро», а также — «б» и «з», тот не имеет права читать эти мантры в основных богослужениях <...>.

Букву «р» надо произносить, хотя бы умозрительно. Ну, бывают там глухонемые, или откусили человеку язык, всё равно умозрительно нужно произносить букву «р». <...>

<...> не меньшее, а даже больше значение <в мантрах> имела пустота, отсутствие звука, потому что отсутствие звука напоминало о непознаваемости. О том, что находится за пределами возможности понимания. Потому огромное значение имеют не столько сами слова, сколько паузы между ними, молчание.” (ПГл)

“СПОСОБЫ ПОВТОРЕНИЯ МАНТР

Есть три основных пути повторения мантры: громкое повторение (вайкхари), повторение шепотом (упамшу джапа) и повторение мантры в уме (манасика мантра).

Для начинающих самым легким способом достижения концентрации является громкое повторение. Громкое пение помогает быстрее дисциплинировать мысли, вспоминать, визуализировать символы мантры. Громкое повторение не впускает звуки, которые могут помешать вам. Это не означает, что вы должны повышать голос до такой степени, что это будет доставлять беспокойство вашим соседям и близким.

Не прерывайте дыханием мантру на полуслове. Повторяйте мантру на выдохе. Правильно поставленное дыхание помогает достичь успеха в мантра-йоге. Спокойное, ритмичное дыхание успокаивает ум и чувства и пробуждает внутренние силы организма. Мантра-йогу можно сочетать с пранаямой (дыхательные упражнения).

Следите за правильным произношением мантры, за четкой артикуляцией. Необходимо быть очень внимательным, чтобы произносить мантру как следует, не искажая ее звучания и не глотая слова. Нередко мантру произносят невнимательно, перескакивая через слова или прибавляя лишние слоги. Повторение лучше производить бодро. Бодрое повторение означает не слишком быстрое и неразборчивое, но и не медленное, с паузами между словами.

Есть мантры, которые рекомендуется повторять только вслух. Например, Харе-Кришна маха-мантру надо повторять четко и разборчиво, двигая губами и языком. <...>

Получив достаточный опыт громкого повторения мантры, вы можете успешно практиковать и повторение шепотом, но если ваш ум очень беспокоен, то это будет трудно.

Мысленное повторение наиболее трудно, оно возможно, только если утихнут все другие мысли.

В противном случае ваш ум будет размышлять только о чувственных объектах, и вы не сможете успешно и продолжительно практиковать такой вид джапы. Во время громкого повторения мантры ум может отвлекаться. Язык может повторять, а ум будет занят совсем другими мыслями. Мысленное повторение или манасика джапа не дает такой возможности, хотя и в этом случае беспокойные мысли будут стремиться завладеть умом. Вход, через который мысли проникают в ум, закрыт, когда повторяется мантра. Ум заполняется вибрацией мантры. Когда вы повторяете мантру, следите, чтобы ум также повторял мантру; так вы совместите оба вида джапы.

Всяческое желание, сонливость, лень, нетерпение и чувственные объекты являются помехами для успешного повторения мантры в уме. Мысленное повторение подготавливает ум к медитации. Медитация достигает покоя только в результате долгой и напряженной практики в течение нескольких лет. Необходимо огромное терпение. Начинающие же часто приходят в уныние, если оказывается, что после пяти дней практики они не достигают контроля.

Чтобы быстрее достичь контроля над умом, надо использовать различные методы повторения мантры. Повторяйте шепотом и громко, повторяйте в уме. Повторяйте всегда, куда бы вы ни шли и чем бы вы ни занимались. Пусть мантра постоянно вибрирует в вашем сердце, уме, теле, в ваших нервах. <...>

Не меняйте мантру, не меняйте учителя. Будьте терпеливы и упорны. <...>

И всегда помните о качестве мантра-медитации. Лучше 30 минут повторять мантру с глубоким сосредоточением, чем час с рассеянным умом. Но, с другой стороны, даже бессознательное, несосредоточенное повторение мантры полезно. Мы уже говорили, что влияние мантры объективно и не зависит от нашего сознания. Вы можете есть и не осознавать этого, но все равно насытитесь. Однако если вы будете есть сознательно, то вам потребуется намного меньше пищи.” (Шалагр)

“Можно вычитать мантры из книги и повторять их до бесконечности, но если они не были даны Учителем, или Гуру, то они не будут обладать энергией или «активной силой».” (Сатпр)

“Если мантра практикуется без надлежащей духовной дисциплины, это может приводить в возникновению галлюцинаций <...>. Галлюцинации представляют собой продукты нечистого и нетренированного ума. Мантра приносит пользу в том случае, если ум очищен и направлен внутрь. Без знания значения мантры нельзя пробудить надлежащее чувство, а без сильного чувства от мантры и ее механического повторения будет мало пользы.

<...> Если сознательно вызывать мантру в своей памяти, происходит ее автоматическая запись в подсознательном уме, чего человек обычно не осознает. В час смерти, когда силы ума истощаются и он перестает функционировать, привязанность к своему телу и прочим атрибутам мирской жизни делает человека ужасно одиноким и несчастным. При наступлении этого момента бразды правления принимает то, что он запас в своем подсознании. Этот период отделения болезнен для человека непросветленного. Однако он не является таковым для человека духовно развитого, который с верой вспоминает свою мантру. Мантра становится его путеводной нитью в этот переходный промежуток времени, столь страшный для человека темного. Смерть не болезненна, но страх смерти очень болезнен. Мантра является той мощной поддержкой и путеводной нитью, которая помогает человеку умиротворенно и безбоязненно миновать этот период мрака и неизвестности. После этого мантра становится факелом, освещающим человеку путь при прохождении через коридор, существующий между жизнью и смертью. Постоянное осознавание мантры с полной верой в нее является одним из надежнейших методов. Все духовные традиции мира прибегают к помощи этого метода. Очищенный и тренированный ум рассеивает тьму во время периода перехода путем осознания мантры. Мантра — это тот действительно редкий друг, который всегда придет на помощь в нужный момент, как в этом, так и в потустороннем мире. Постоянное вызывание мантры в памяти создает в подсознательном уме каналы, в которые затем устремляется сознательный ум. Мантра — это духовный руководитель, рассеивающий страх смерти и помогающий безбоязненно перейти на другой берег реки жизни.” (СвамиР)

МАНТРАМ (происх. см. МАНТРА), любой протяженный текст, используемый в качестве мантры.