Топ-100
Несколько слов:
Саттвическое питание и образ жизни
9. Саттвическое питание и образ жизни

«Потребляемая нами пища должна быть вкусной, питательной и привлекательно выглядеть. Она не должна быть очень горячей или острой, слишком кислой, сладкой или соленой. Следует избегать блюд, которые возбуждают жажду. Пищу, сваренную в воде, и жареные блюда, нельзя есть на следующий день, они становится вредными. Раджастическая пища разжигает эмоции, тамасическая порождает лень и сонливость, в то время как саттвическая пища насыщает, не возбуждая страстей и эмоций. Она укрепит не только ваше тело, но и ум» (ССБ)

Потребляемую человеком пищу можно разделить на три типа: раджастическую, тамасическую и саттвическую. Причем только саттвическую пищу, можно рекомендовать как единственно правильную и необходимую человеку.

«Основной принцип питания заключается в том, чтобы установить меру, самоограничение. Пища является только лекарством для излечения голода, и если это правило игнорируется, человек становится рабом своих вкусов. Люди станут здоровее, и будут дольше жить, употребляя лишь необходимый минимум, не набивая свои желудки максимальным количеством пищи. Не садитесь есть, пока у вас не появится чувство острого голода. Голодание в течение одного дня в неделю полезно как для тела, так и для страны» (ССБ)

Необходимо обратить внимание на соблюдение чистоты не только самой пищи, но во всем остальном: «Чистоту следует соблюдать на трех уровнях: чистыми должны быть продукты, посуда, в которой готовится пища, и те, кто ее готовит. В пище не должно содержаться тонких следов излучений зла, которые могли исходить от тех, кто запасал продукты, готовил и обслуживал».

Если мы не знаем, насколько это «правило чистоты» исполнено, нужно просто прочитать перед едой мантру: «Предложите свою пищу перед трапезой Богу, тогда она станет чистой и сильной. Ибо любое действие, совершенное во славу Бога, обретает чистоту и силу».

Нужно понимать, что принцип нашего питания влияет не только на наше здоровье, но и на уровень нашей духовности: «Человек, употребляя алкоголь, перестает контролировать эмоции и страсти, импульсы и инстинкты, речь и движения, опускаясь до уровня животного. Употребление в пищу мяса развивает склонность к насилию, вызывает болезни, характерные для животных. Когда человек потребляет раджастическую пищу, его ум утрачивает гибкость, а если имеется еще и пристрастие к тамасической пище, то состояние ума вовсе безнадежно. Чтобы постоянно пребывать в природе Бога необходимо внимательно относиться как к питанию тела, так и ума» (ССБ).

Но пище – это не только то, что мы едим, но и все что воспринимает человек через органы чувств. Это воздух, которым мы дышим, это - образы, которые видим; это - звуки, которые слышим, это - книги, которые читаем, предметы, которых мы касаемся и так далее. «Все чистое и благостное, что мы пропускаем через двери пяти органов чувств, можно представить как саттвичную диету. Слушание негативных звуков, видение негативных образов, прикосновение к негативным вещам не может быть включено в саттвичную диету. Все должно быть безупречным и чистым звуки, образы, впечатления, идеи, уроки, контакты, влияния. Все должно способствовать праведности, скромности, уравновешенности, беспристрастию и простоте. Но помимо саттвичного питания, необходима еще особая диета медитация, молитва и воспевание Святого Имени. Умеренность в пище, умеренность в речах, в желаниях и стремлениях, удовлетворенность тем немногим, что можно заслужить честным трудом, готовность помогать другим и нести радость всем вот самые сильные тонизирующие и укрепляющие средства, которые известны в науке о здоровье Аюрведе» (ССБ).

Если представить обобщенный саттвический образ жизни духовного искателя, то это будет:

– хорошие звуки, виды, запахи, книги, фильмы, музыка, общение, поступки;

– чистая квартира, дом, окружающая среда, воздух, пища, вода, мысли и слова;

– достаточные сон, отдых, питание, физические нагрузки (гимнастические упражнения, бег, лыжи, коньки, велосипед, плавание), солнечный свет;

– разумная трата рабочего и свободного времени, денег, сил и энергии;

– регулярная садхана (духовные практики), служение и баня.

САДХАНА или духовные практики