ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ [П. — общеслав. индоевр. ст.-слав. плънъ, испълнь = совр. “полный” (сравн.: санскр. purnas, лит. pilnas, лтш. pilns с тем же знач.), образ. от того же корня, что и ст.-слав. плодъ = “рожденное, детеныш” (сравн. также племя) / Д. — происх. см. ДУХ], в йоге — особая разновидность дыхания, состоящая в плавном и последовательном (снизу вверх) заполнении (вдох), а затем — но уже в обратном порядке, т. е. сверху вниз, — освобождении (выдох) трех — нижнего (или диафрагмального), среднего (или грудного) и верхнего (или ключичного) — отделов физического тела; // у занимающихся йогой и постоянно практикующих пранаямы П.д. становится нормальным и естественным повседневным видом дыхания; // ниже, в цитатной части наст. ст. приводится методика выполнения П.д., рекомендуемая практикующим пранаямы в Шк. Гуру Ар Сантэма.

Полное дыханiе iоговъ.

“«Полное дыханiе» iоговъ соединяетъ въ себе все хорошiя стороны верхняго, средняго и нижняго дыханiя, не имея ихъ недостатковъ. Оно приводитъ въ движенiе весь дыхательный аппаратъ легкихъ, каждую ихъ клеточку, каждый мускулъ дыхательной системы. Максимумъ пользы получается при минимуме затраченной энергiи. Грудная полость расширяется во всехъ направленiяхъ и каждая часть ея дыхательного механизма работаетъ в полную меру своей возможности.

Одна из важнейшихъ особенностей этого метода дыханiя та, что при немъ все мускулы дыхательного аппарата находятся въ действiи, тогда какъ при другихъ формахъ дыханiя часть мускуловъ даже совершенно не двигается. При полномъ дыханiи приводятся в движенiе мускулы, двигающiе ребрами, при чемъ легкiя расширяются.

Дiафрагма при этомъ имеетъ полную свободу выполнить свое назначенiе и оказать действию легкихъ наибольшую помощь. Нижнiя ребра оттягиваются дiафрагмой внизъ, тогда какъ другiе мускулы удерживаютъ ихъ на месте, а междуреберные тянутъ вверхъ, вследствiе чего средняя часть груди расширяется до максимума. Верхняя часть легкихъ наполняется воздухом, тоже в полной мере, благодаря действию техъ же междуреберныхъ мускулов. Такое общее и одновременное действие всехъ мускуловъ верхней, средней и нижней части груди и дiафрагмы даетъ наилучшiе результаты.” (ЙоРам)

“ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ

Техника

1. Принять любую позу для пранаям, голову держать прямо.

2. Выдохнуть через нос, выполняя Уддияна Бандху, и начать полный вдох. Для этого способом диафрагмального дыхания заполнить нижние доли легких воздухом, затем без остановки наполнить средние доли, расширяя грудь (грудное дыхание), и, наконец, с помощью ключичного типа дыхания наполнить воздухом верхние доли легких. <Выпячивающийся при заполнении нижних долей легких> Живот при этом приходит в нормальное положение. Все три вида дыхания здесь сливаются в одно сложное движение, обеспечивающее плавный, без рывков вдох.

3. Конец вдоха сам собой переходит в паузу на задержке дыхания. С началом паузы надлежит выполнить Мула Бандху.

4. После паузы расслабить нижний замок <т. е. Мула-Бандху> и произвести выдох. Выдох может быть двух типов: «Ха» — солнечный и «Тха»* — лунный:

а) выдох «Ха» (первый вариант выдоха). Сначала удаляется воздух из нижней части легких, затем из средней и в последнюю очередь из верхушек легких, т. е. в том же порядке, в каком производился вдох. При этом в первую очередь втягивается живот, затем сокращается средняя часть грудной клетки и опускаются грудь и плечи;

б) выдох «Тха» (второй вариант выдоха). В этом случае выдох осуществляется в обратном порядке: из верхней части легких, опуская грудь и плечи, затем из средней части и, наконец, из нижних долей легких, поднимая диафрагму и втягивая живот.

Первые полтора-два месяца следует практиковать полное дыхание с выдохом «Ха», затем производить половину выдохов способом «Ха», а половину — способом «Тха». Йоги считают, что в первом случае Прана, попадающая в легкие из воздуха, усваивается организмом, а в варианте «Тха» эта Прана вновь покидает легкие. Человек может накопить лишь определенное количество Праны, в соответствии со своими энергетическими возможностями, которые со временем увеличиваются. Избыток Праны так же вреден, как и ее недостаток, и вызывает различные заболевания органов дыхания.

5. Любой выдох заканчивается Уддияна Бандхой, и производится пауза.

6. В конце паузы расслабить живот и начать новый вдох.

7. Следить за плавностью и легкостью дыхания и бандх, не допускать чрезмерных напряжений, нарушающих ровность дыхания. Контролировать также осанку, при нарушении ее немедленно восстановить вертикальное положение. После освоения техники можно выполнять полное дыхание в определенном ритме — ритмичное дыхание. <...>

9. Полное дыхание дает гораздо больший эффект, если сочетать ритмичное дыхание с образным представлением потоков Праны. Это можно делать как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Мысленно видеть, как со вдохом легкие наполняются золотисто-серебристым или синевато-серебристым сиянием, которое отовсюду устремляется к вам, на паузе после вдоха это сияние конденсируется, а с выдохом распространяется по всему телу, оживляя каждую его клеточку.

Возможен и другой вид самовнушения: представляя, как во время вдоха из организма вытягиваются все шлаки, все болезни, всё темное и мрачное, на паузе концентрируются в легких, а на выдохе всё это выбрасывается наружу и растворяется в окружающей Пране.

Следует иметь в виду, что злоупотребление такими мысленными представлениями может вызвать психические расстройства, особенно у лиц с неустойчивой психикой.

10. Тренироваться в полном дыхании лучше два раза в день, утром и вечером. Начинать следует с трех минут. Каждую неделю добавлять по одной минуте, доводя таким образом время занятий до 10 минут.

Несколько полных дыханий можно выполнять после еды и в любое время, когда есть такая потребность. Таким образом можно дышать при ходьбе, делая, скажем, на 4 шага выдох и на 2 — паузу. Ни одна бандха при этом, конечно, не выполняется. Можно дышать еще медленней, например 6—3—6—3 или 8—4—8—4. При таком способе дыхания можно передвигаться достаточно быстро и долго, не уставая. Если сосредоточиться на дыхании, самая дальняя дорога покажется короткой. Разумеется, если удерживать ритм становится затруднительно, нужно возвратиться к нормальному дыханию.” (ВасТ)


*   Об этимологии слов “Ха” и “Тха” см. в цитатной части ст. ХАТХА-ЙОГА.

“Передъ вами не легкiй путь въ науку о дыханiи, и вы должны быть готовы много потрудиться, если желаете иметь результаты. Результаты, даваемые полной властью надъ дыханiемъ, очень велики, и никто изъ достигшихъ «полнаго дыханiя» по своей воле не возвращается къ старому способу; наоборотъ, все говорятъ, что ихъ труды щедро вознаграждены. И такъ не ограничивайтесь беглымъ просмотромъ и поверхностной пробой некоторыхъ изъ указанныхъ здесь прiемовъ дыханiя, почему-либо особенно привлекшихъ ваше вниманiе, но будьте настойчивы, и результаты не замедлятъ появиться. Если же вы отнесетесь къ делу небрежно, то только сделаете себе временное развлеченiе изъ дела.” (ЙоРам)