ГАНАПАТИ — см. ГАНЕША.

Ганеша
Илл. 14а. Бог Ганеша.
Средневековый горельеф.
(Ист. — МНМ.)

 ГАНЕША (санскр. Ganeca), “Слоноликий”; “повелитель полчищ” (МЭС); также — ГАНАПАТИ (санскр. Ganapati): бог мудрости и устранения препятствий, сын Шивы и Парвати.

“Из младших шиваистких божеств  особенно  популярен  Ганеша,  сын
Парвати и Шивы, называемый также ГАНАПАТИ и многими другими именами. Это прославленный писец; он, согласно мифологии, записал «Махабхарату», продиктованную ему мудрецом Вьясой. Его изображение, обычно в виде толстого ребенка с головой слона и одним сломанным клыком, имеется в каждом шиваистском храме. У него четыре руки (иногда шесть, восемь и может быть даже шестнадцать), изредка — три глаза. Живот опоясан змеей. В сидячей позе он именуется БАЛА-ГАНАПАТИ (ребенок Ганапати), тогда у него четыре руки, в которых он держит плод манго, банан, древесное яблоко и кусок сахарного тростника. В образе юноши его называют ТАРУНА-ГАНАПАТИ, в зрелом возрасте — ВИРА-ВИНЬЕША, и тогда он имеет шестнадцать рук, иногда он сидит на льве, имеет пять голов и восемь рук и называется ХЕРАМБА-ГАНАПАТИ. Вахана <т. е. ездовое животное> Ганеши — крыса. Самое распространенное его изображение, когда он сидит в позе сукх-асана (т. е. с одной ногой, свисающей вниз) на лотосовом пьедестале и держит свою жену на коленях.

Образ Ганеши в бронзовых статуэтках Северной и Центральной
Индии отличается своеобразием. Вместо стрекала и силков, с которыми Ганеша изображается на Юге Индии, здесь он держит в двух верхних руках цветок и трезубец (трисулу). На голове вместо короны каранда-мукуты южных скульптур локоны волос собраны в прическу джата-мукута. Позади головы Ганеши круглый нимб. Сидит он в позе махараджа-лила и находится в состоянии йогина, на что указывает лента (ардхайогапатта), опоясывающая туловище и согнутую в колене правую ногу. В левой нижней руке Ганеша держит чашу со сладостями (модака), которые он берет хоботом.

Встречаются изображения Ганеши, восседающего на своем перевозчике <вахане>, который предстает в непомерно увеличенных масштабах.” (ТюлС)

Ганеша
Илл. 14б. Бог Ганеша.
(Ист. — http://tantra-sangha.)

“ГАНЕША <...> изображается с человеческим туловищем красного или желтого цвета, большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой, из пасти которой торчит лишь один бивень. Детали внешнего облика Г. получают объяснение в нескольких мифах, подробно изложенных в «Брахмавайварта-пуране» и «Ганеша-пуране». Один из таких мифов рассказывает, что на праздненство рождения Г. забыли пригласить бога Шани (персонификация планеты Сатурн); из мести тот испепелил взглядом голову младенца, и Брахма посоветовал Парвати приставить ему голову первого же существа, который ей встретится; таким существом оказался слон. По другому мифу, сам Шива в гневе отрезал голову своему сыну, когда тот не пустил его в покои Парвати; затем, однако, чтобы утешить свою супругу, он приставил к туловищу Г. голову находившегося неподалеку слона. Один из своих бивней Г., как сообщает легенда, потерял в поединке с Парашурамой <т. е. человеческим воплощением бога Вишну>: Парашурама пришел навестить Шиву, но Шива спал, и Г. отказался его пустить; тогда Парашурама бросил в Г. свой топор и отсек его правый бивень. <...> Хотя Г. возглавляет свиту Шивы, главная его функция <...> связана не с этой ролью, а с тем, что он считается богом мудрости и устранителем препятствий (показательны имена жен Г.: Буддхи — «разум» и Сиддхи — «успех»). <...> С обращения к Г. начинаются санскритские сочинения. Г. принадлежит к числу наиболее популярных индийских богов; его изображения и храмы широко распространены в Индии, особенно на юге.” (МНМ)