ДЗАДЗЭН (яп.; аналог кит. цзочань бигуань = “сосредоточенно сидеть, уставившись [взглядом] в стену”), сидячая форма медитации, практикуемая в основном в дзэнской школе Сото.

“Школа Сото придает выработке правил поведения во время созерцания особенное значение. Вот несколько советов начинающим практиковать дзадзэн:

«— твой желудок не должен быть ни пустым, ни полным;

— регулируй часы сна;

— мойся ежедневно;

— не думай ни о плохом, ни о хорошем;

— не думай ни о прошлом, ни о будущем, настоящий момент должен составлять для тебя всю вселенную;

— если ты почувствуешь головокружение во время дзадзэн, сосредоточься на мысли о лбе;

— если ты чувствуешь себя больным, сосредоточься на мысли о пальцах ног»* и т. п. Из всего этого видно, что главное в дзадзэн — это жесткая самодисциплина, постоянная психическая тренировка, умение отрешиться от всех мыслей, а если это необходимо — сосредоточиться на какой-то одной, определенной мысли. ” (Арут-Свет)


*  “Zen. Way to a Happy Life” The Headquarters of Soto Zen Sect, Tokyo, 1962. (Прим. автора цитаты.)

“Обучаемые усаживаются в дзадзэн лицом к стене, слева пристраивается мастер дзэн. В глубоком молчании группу обходит специально назначенный монах. В руках он торжественно держит дубинку (кёсаку). Если он замечает, что кто-то занимает неправильную позу, он слегка ударяет его дубинкой по правому плечу. Виновник складывает руки как на молитве и исправляет позу. Когда кого-либо одолевают посторонние мысли или кто-то чувствует, что засыпает, он поднимает выше одно плечо, готовясь получить освежающий удар. Спать не разрешается. <...>

Дзадзэн — это сидение в медитации, т. е. самососредоточении. <...>

Дзадзэн складывается из процедур по отработке навыков принятия позы, установления дыхания и самососредоточения. Успех тренировки зависит от места ее проведения. <...> Поскольку процедура связана с длительным сидением, то непременным атрибутом дзадзэн являются специальные подушки.

Обучаемый обычно усаживается на пол и обращается лицом к стене. Под колени он подкладывает специальную подушку или в несколько раз свернутое одеяло. На другую подушку, обычно меньшую по размеру, но более толстую, он садится. Всё это делается для того, чтобы при длительном сидении не нарушилось кровообращение. Как правило, используются две основные позы — кэккафудза (полный лотос <см. ПАДМАСАНА>) и хэнкафудза (полулотос). Известны также бирманская и японская позы. Обращается внимание на то, чтобы не изгибался позвоночник. Для этого нужно слегка выпятить грудь, что вызовет выдвижение вперед нижней части живота. Это делается для того, чтобы сконцентрировать основной вес тела в его нижней части. При этом плечи должны быть опущены, шея расслаблена, руки положены на колени, большие пальцы слегка касаться друг друга; глаза могут быть закрыты или слегка прикрыты. При соблюдении всех этих условий увеличивается напряжение в брюшной полости, что оказывает влияние на дыхание.

Обучение дыханию в системе дзэн-тренировки приравнивается к искусству. <Подробнее см. цитатн. часть ст. ДЫХАНИЕ>” (Прон-Лад)