СОБАКА (возм. заимств. из ср.-ир. *sabaka, авест. spaka = “собачий”, индийск. spaka, тюркск. kobak = “собака”), “известное четвероногое животное” (ПЦС), “друг человека; вероятно, первое из существ, одомашненных человеком;

в Древнем Египте С. (как и кошек) почитали и боготворили, о чем свидетельствует хотя бы собачья (или шакалья) голова Анубиса (егип. бог — покровитель мертвых, котор. считался также судьей богов и главным богом в царстве мертвых);

по иудейскому закону С. считается животным нечистым, сравнение с “мертвым псом” — крайнее оскорбление; в Ветхом Завете сказано также: “Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету; ибо то и другое есть мерзость пред Господом, Богом твоим” (Втор. 23. 18);

в христ. “псами” апостол Павел именует лжеучителей, злых делателей” (Филип. 3. 2);

в мусульманстве С. также считается животным нечистым: полагают, что С. отпугивает ангелов, и держать ее дома не рекомендуется;

в зороастризме С. очень почиталась: “в «Авесте» слово «собака» и слово «хранитель» обозначается одним и тем же термином. Потому трудно различить, где тут собака, а где — хранитель. <...> Собака зороастрийцев очень напоминала современную овчарку. Но собакой считались и другие животные” (ПГл); почитались как тотемы семь [по числу так называемых Благих Творений (см. АНГЕЛО/ДЕМОНОЛОГИЯ)] священных С.:


небесная — ворон;огненная — лисица;
водяная — бобер;земляная — овчарка;
защитница растений — енот;защитница животных — мангуст;
С. человека — еж.
Рис. А. Исакова.
Илл. 49. Собака хорошая. :)
(Ист. инф. — МинСв)

“МУДРЫЙ ПЕС

Раз мимо котов,  собравшихся вместе,  шел  один мудрый
пес. Подойдя к ним ближе и заметив, что они чем-то заняты и не обращают на него ровно никакого внимания, он остановился.

Тут из самой середины выступил  большой  важный  кот,
обвел всех взглядом и вымолвил:

— Молитесь, братья!  И когда,  отринув всякие сомнения,
вы станете возносить молитвы одну за другой — истинно говорю вам, мыши тогда посыплются дождем.

Заслышав  такие речи,  пес рассмеялся про себя  и  пошел
прочь, бормоча:

— До чего же  слепые и глупые эти коты.  Ведь  сказано в
Писании, и я, как и мои предки, доподлинно знаю, что в награду за молитвы, благочестие и веру с неба посыплются дождем не мыши вовсе, а кости!” (Джебр-Ф)

“Унижение,  нанесенное  одной из собак,  является  тягчайшим
преступлением, за которое человек несет страшное наказание во многих воплощениях и во многих жизнях. <...> Осквернить собаку значит осквернить тотем <...>. С каждым из них <тотемов> связаны определенные черты, и обретение черт противоположных считается оскорблением тотема” (ПГл).

“<...> в Китае мясо собаки считается очень вкусным, возможно, даже самым вкусным мясом. <...> доподлинно известно, что уже тысячу лет назад китайцы лакомились собачатиной, а пятьсот лет назад уже существовало более сотни рецептов с применением собачьего мяса. <...> Кроме того, считается, что мясо щенков вкуснее мяса взрослых собак, а наиболее ценятся собаки с желтым окрасом шерсти. <...> И связано это не с дикостью или черствостью китайцев, а с вековыми традициями. До сих пор собака считается в Китае животным опасным и их запрещается содержать в городах, для особо же страждущих существует исключение, но для этого нужно заплатить налог в 8 тысяч юаней — цифра более чем значительная в <1996 году. — Сост.>. Проблема бродячих собак также не стоит. Появившуюся в поле зрения «жучку» ловит всё население деревни.” (РязАр-СБ)

“Собаке, как мифическому олицетворению ветра и грозы, дается участие в представлениях о загробной жизни <...>. По свидетельству Вед, души усопших сопровождались на тот свет двумя собаками, которые приставлены были оберегать пути в ад и в царство блаженных; персы верили, что умершие должны были переходить мост Шиневад (= радугу), ведущий на небо и охраняемый сильной собакой. Чуваши убеждены, что души покойников, во время свершения поминок, входят в собак, и что всё, пожираемое этими животными, поедается собственно усопшими; кидая за поминальной трапезой разные яства собакам, они обращаются к ним со словами: «ешь, батюшка!» (или «матушка», или другой усопший родич) <...>; в греческой мифологии страшный трехглавый Цербер, хвост которого был подобен дракону, а грива кишела змеями (= молниями), сторожил царство мертвых; по сказанию Эдды <скандинавск. мифология. — Сост.>, когда Один отправился в темное жилище Геллы, чтобы своими песнями воззвать душу умершей валы (вещей жены) <...>, то у ворот ада встретил его злой пес <...> и громко лаял на владыку богов.” (ААф)

“<В Российской Империи> Простой народ связывает с собакой различные приметы и поверья об атмосферных явлениях: так, если валяется она — летом к дождю и ветру, а зимой к метели; встреча с собакой признается счастливой: на кого она потянется, тому будет прибыль или обнова; черная собака и черная кошка, по мнению одних (как животные, посвященные древле богу-громовнику), предохраняют дом от удара молнии; а по мнению других (как воплощение темных туч), они служат убежищем для нечистой силы, которая, входя в них, тем самым привлекает на дом громовые удары. <...> Индоевропейские народы приписывают собакам духовидство: они чуют приближение богов и демонов, незримых очам смертного. Таким чудесным образом обладают по русским поверьям: а) двоеглазка — черношерстная собака, имеющая над глазами два белые пятна, которыми и усматривает она всякую нечистую силу, и b) ярчук — собака, у которой будто бы во рту волчий зуб, а под шкурою скрыты две змеи-гадюки; она чует черта и наносит ведьмам неисцелимые раны.” (ААф)

“Еда и собака созданы друг для друга.” (Народн. мудрость)

“Первое, что необходимо знать о собаке, заключается в следующем:

— нельзя пристально смотреть ей в глаза, улыбаться (по-собачьи значит — показывать зубы и демонстрировать силу);

— убегать (редкая собака откажется от приглашения поохотиться);

— вести себя настороженно (то есть с собачьей точки зрения — подозревать и готовиться к борьбе);

кстати, одна из ошибок — считать каждое помахивание хвостом проявлением дружелюбия: собака машет хвостом по-разному. <...>

ЕСЛИ СОБАКА ГОТОВИТСЯ НА ВАС НАПАСТЬ

— остановитесь и твердо отдайте команду «стоять!», «сидеть!», «лежать!» и т.п.; в некоторых случаях срабатывает серия команд, которая просто приводит животное в растерянность;

— чтобы выиграть время, бросьте в сторону собаки любой предмет, не поднимая высоко руку;

— защищайтесь с помощью палки, камней;

— особенно опасна приседающая собака — она готовится прыгнуть; и чтобы защитить горло, надо прижать подбородок к груди и выставить вперед руку;

— газовый пистолет остановит собаку, но не каждый газовый баллончик — многие из «человеческих» газов на собаку не действуют; однако от животного можно защититься баллончиком с газом на основе вытяжки из красного перца.

ЕСЛИ СОБАКА НАПАДАЕТ:

— повернитесь к собаке лицом, станьте в стойку или бросьтесь ей навстречу, если уверены в себе: собака натаскана на убегающего человека, и, скорее всего, отскочит в сторону;

— если есть возможность, обмотайте пиджаком, плащом предплечье и руку, а затем, выставив ее (защищая шею и лицо от укуса), спровоцируйте собаку на укус и с силой ударьте по верхней челюсти собаки — от сильного удара она может сломаться;

— если собака сбила вас с ног, необходимо упасть на живот, руками закрыв шею;

— болевые точки у собаки — нос, пах, язык.” (АнГос ?)

“<Собаки> кусают вас только тогда, когда чувствуют, что вы их боитесь*. Когда у вас страх, то выделяется определенная энергетика, которую очень хорошо чувствуют животные. Также выделяется и запах, который человек не чувствует, а животные чувствуют хорошо.” (ГАрС)


*   Разумеется, кроме тех очевидных случаев, когда собака натренирована и просто выполняет команду “ату его”, “фас”, “куси”, “взять” и т. п.

“Собаки, как и люди, бывают добрые и злые, их мысли и замыслы тоже. Чувствовать добродушные и злобные намерения пса, его настроение особенно важно при приближении к незнакомой собаке. Отнюдь не каждый барбос рад установить с вами дружеские отношения. Для злющей псины укусить кого-нибудь — это же сущее удовольствие, от этого ей только приятней станет жить на свете.

Ваше же оружие — ваша наблюдательность. По тому, какое положение занимает хвост у собаки, как она рычит и лает, можно попытаться расшифровать ее коварные замыслы или добрые намерения, истинные желания и чувства.

Уверенная в себе собака, например, хвост держит высоко поднятым, если и двигает им, то отрывисто и резко, Если хвост чуть-чуть приподнят от земли, это означает беспокойство, тревогу или даже угрозу — собака при этом еще и глухо рычит.

У животного, готового полакомиться тем, что вы ему предлагаете, хвост полностью опущен и находится либо в полном бездействии, либо движения его мягкие и плавные.

При явной же опасности настроенная агрессивно псина скалит зубы, лает, хвост держит параллельно земле, немного расставив лапы, принимает позицию суровую и твердую.

В благостном расположении духа и полном покое хвост собака поджимает под себя, располагая его между лапами, причем постоянно шевеля его кончиком, наверное, в знак удовольствия.

Когда человек испытывает испуг, вырабатывается гормон страха — адреналин — защитная реакция в стрессовой ситуации. Собака это особенно чувствует. Шерсть ее встает дыбом. Очень высока вероятность, что она укусит именно испугавшегося человека. В такой ситуации лучше не замахиваться, не держать какие-то предметы в руках, спокойно стоять и не двигаться.

Постарайтесь поставить себя выше собаки, выше примитивного животного страха. И как заклинание повторяйте про себя шепотом или громко вслух (если вы еще не потеряли от страха голос): «Я – человек, а ты – животное». Собака это почувствует и, скорее всего, отбежит в сторону.” (Сергей Милютин; МК от 16 декабря 1998 г.)