НАДИ / НАДИИ (санскр. nadi = “трубка; жила, вена; пульс”), принадлежащие исключительно физическому телу энергетические каналы организма; различают три главные Н. проходящие вдоль позвоночника: ида, пингала и сушумна; // в точках пересечения Н. образуются чакры.

Нади тела.
Нади человеческого тела.
Средневековый рис.
Ист. — УпаЙТ.

ТО'КОВОЕ ТЕЛО

<...> усматривается смысловая связь с представлением тантры о том, что в промежности находится некий клубень, желвак в виде птичьего яйца — kandal* или, по другим вариантам, kunda**, что также значит «горшок», «сосуд» или, по толкованию Свами Сатьянанды, «таинственнейшее место». Из этого клубня или сосуда исходят многочисленные психические токи (nadi). Некоторые школы йоги Индии производят слово кундалини не от kundali — «кольцевая», «свернутая кольцами», а от kunda. Но в переводимых здесь текстах применяются оба слова и оба исходных образа кундалини, ибо свернутая змеей сила или энергия дремлет до поры в своём тайном убежище, имеющем многочисленные выходы вверх и в стороны.


*   “В некоторых писаниях канду помещают на расстоянии 9 пальцев выше половых органов, что примерно соотвествует пупочной области.” — Прим. автора.
**   “В этой связи представляет интерес древнерусское «кудъ» (колдов-
ство), откуда происходит слово «кудесник».”
— Прим. автора.

Плотное, плотское человеческое тело  сплетено из бес-
численного множества жил, сухожилий, связок, артерий, вен, сосудов. По ним в теле текут

...воды, вращающиеся во всех направлениях,

многократно вращающиеся, рожденные, чтобы

разлиться потоками,

едкие, красновато-коричневые, красные, темно-дымные,

устремленные в Человеке вверх, вниз и поперек.

(Атхарваведа 10.2. II*)


*   “Пер. Т. Я. Елизаренковой и В. Н. Топорова.” — Прим. автора.

В ведийских упанишадах (см. напр. Брихадараньяка уп. 2.1.19, 4.2.3; Каушитаки уп. 4.19) 72 тысячи «сосудов», называемые hita, «двигающие» или «направляющие», тонкие, «как расщепленный на тысячи частей волос», пяти цветов — красные, коричневатые, белые, синие и желтые — исходят из сердца и распространяются по всему телу. В других ведийских упанишадах они называются нади и их число определяется как «сто и одна» (Чхандогья уп. 8.6.6, Катха уп. 2.3.16); однако слово «сто» служило в ведийском и эпическом санскрите обозначением множества вообще. В аюрведе физические сосуды называют sira, но они отличны от nadi упанишад йоги и тантры. Часто слово nadi переводят как «каналы», усматривая схожесть с акупунктурными меридианами китайской физиологии. Сам исходный глагол nad означает «рокотать», к этому же кусту значений принадлежит и слово nadi — «река», «поток», что в Ведах употребляется по отношению к Инду, Ганге и другим рекам. Да и на современной карте Индии можно найти названия рек, включающие в себя слово нади, например Маханади*.


*   “Интересно, что еще одно место, где в названиях рек имеется часть nad, — это Карпаты и Прикарпатье. О. Н. Трубачев считает это одним из лингвистических доказательств пребывания там ариев до их расселения.” — Прим. автора.

Видимо, в описаниях ведийских текстов совмещены зримо наблюдаемые физические сосуды и жилы и воспринятые «метафизически» (т. е. с помощью сосредоточения и созерцания) нервные и психические токи или каналы. Русское слово «ток», принятое в нашем переводе, по-видимому, совмещает оба значения и точнее передает смысл санскритского понятия. К тому же существование понятия пратинади (противоток) подтверждает, что имеется в виду не канал, не русло, не трубка, а течение некой силы в определенном направлении. Нади можно сравнить с нервными или энергетическими токами. Эти токи могут быть и мысленными, волевыми и т. д. В более поздних упанишадах говорится, что их количество бесчисленно (если перемножить числа, приводимые в Прашна уп. 3.6, то их оказывается 727 210 201, а один из тантрийских комментаторов определяет их число в 35 млн.). Поэтому тонкое тело вполне уместно назвать токовым телом.

Из этого множества довольно большое число имеют имена, определенное расположение в теле и функцию. Например, уже в Атхарваведе (напр. 4.90.5) определение дхамани относится к большим трубкам в человеческом теле, участвующим в пищеварении и выделении (так, gavinayan несет мочу от почек к мочевому пузырю, Атхарваведа 1.36). В Майтри уп. упоминается Сушма нади, в переводимых здесь текстах — брахма нади, ваджра нади и др., а в раннесредневековой Субале уп. (IV—V вв.) — вираджа, сударшана, джита, саумья, амогха, кумарамрита, сатья, мадхьяма, насира, шишура, асура, сурья, бхасвати*. Еще больше токов с названиями можно увидеть на позднесредневековом рисунке с изображением фигуры йогина, буквально опутанного ими.


*   “Там же.” — Прим. автора.

Но, согласно Дхьянабинду уп. 50–53, из этого бесчисленного множества токов важны лишь 72 тысячи, из которых десять наиболее важны и используются в практических целях. В свою очередь, из этих десяти главнейшие — три: сушумна, ида и питала. Сушумна — это ток, проходящий в центральном канале позвоночного столба, сияющий, как алмаз. Он соотносится с огнем и, согласно мифической географии, священной рекой ариев Сарасвати, некогда ушедшей под землю, но сливающейся под землей с Гангой и Ямуной (Джамной) близ Праяга (Аллахабада). Находящийся слева от сушумны ток — ида, палевого цвета, — соотносится с луной и Гангой, а правый ток — питала, красного цвета, отождествляется с солнцем и рекой Ямуной* (хотя в «географической» действительности воды Ганги — коричневатые, тогда как Ямуны — светлые). Эти три тока берут начало в утолщении, клубне (kanda) и поднимаются вверх, причем ида и пингала оплетают сушумну наподобие змей кадуцея Гермеса или жезла Бафомета алхимиков. Эти два тока заканчиваются в межбровье, тогда как сушумна идет выше — в Высочайшее. По сушумне и поднимается кундалини, кольцевитая Сила (sakti). По мере ее подъема йогин обретает различные необычные силы и знания. Но путь вверх непрост и закрыт несколькими преградами.” (УпаЙТ, Введение)


*   “Есть и другое отождествление, видимо, связанное с местной традицией: сушумна — Ганга, ида — Ямуна и пингала — Сарасвати.” — Прим. автора.

“14 самых важных <надий>:

1)  Сушумна   —   в   центральном   канале   спинного
хребта;

2) Ида — левая симпатическая цепь, вытягивающаяся из левой ноздри по направлению под левую почку в форме изогнутого лука;

3) Пингала — соответствующая цепь направо;

4) Куху (Kuhu)  —  пудический нерв  священного спле-
тения, налево от спинного хребта;

5) Ганхари позади  левой симпатической цепи,  пред-
полагается, что вытягивается из-под низа угла левого глаза к левой ноге;

6) Хастиджихва напротив левой симпатической це-
пи, вытягивается из-под низа угла левого глаза к большому пальцу левой ноги, то же самое предположение, как прежде; патологические факты заставляют поверить тому, что специальный нерв осуществляет связь между глазами и большими пальцами;

7) Сарасвати — направо от Сушумны  вытягивает-
ся вверх к языку (гипоглоссальные нервы затылочного/шейного сплетения;

8) Пуша  —  позади правой симпатической цепи,  вы-
тягивающаяся из-под низа угла правого глаза к животу (связующая цепь затылочного и поясничного нервов);

9) Пайяшвини между Пуша и Сарасвати — ушная ветвь затылочного сплетения налево;

10) Санкхини, между Ганхари и Сарасвати, ушная ветвь затылочного сплетения налево;

11) Йашасвини впереди правой симпатической цепи, вытягивающаяся из правого большого пальца к левой ноге (лучевой нерв бронхиального сплетения, продолжающийся на некоторых ветках большого седалищного);

12) Варуна — нервы священного сплетения, между Куху и Йашасвини, разветвляющиеся над нижней частью туловища и членами;

13) Вишводара — нервы поясничного сплетения, между Куху и Хастиджихва, разветвляющиеся над нижней частью туловища и членами;

14) Ахамбуса — копчиковые нервы, происходящие из священного сплетения, «позвонка к урино-генитальным органам».” (Авал)

“Ида и пингала, в отличие от сушумны, в муладхару не заходят, а идут по внешним сторонам ног.” (ГАрС-К)