Топ-100
Несколько слов:
Индийский автотранспорт и дороги
Индийские автобусы
Автобус - это лучший транспорт для переездов на небольшие расстояния (до 200 - 300 км). В Индии существует разветвленная сеть автобусных маршрутов, соединяющих практически все города и регионы страны. Это особенно актуально для высокогорных территорий, где нет железнодорожного сообщения. По большинству сельских дорог ходят старенькие автобусы, но на магистральных трассах появляется все больше современных кондиционированных автобусов-экспрессов.

Есть несколько категорий автобусов:
Local Bus - местный или городской автобус. Это неудобный вид транспорта, автобусы почти всегда переполнены, сиденья в них очень узкие и не рассчитаны на "больших белых людей". Билет можно приобрести прямо в автобусе у кондуктора.

Фото 9.9 Индийские автобусы

Semi-luxury bus (полу-люкс) - вполне подходящий вариант для поездки. Такие автобусы ходят по определенным маршрутам, например, из Путтапарти в Тирупати. Высокого уровня комфорта не будет, так как автобус трясет на рытвинах и ямках. Поэтому лучшие места - впереди автобуса.

Luxury bus (автобус люкс) - лучший и максимально комфортный способ путешествия. Такие автобусы ходят, например, из Бангалора в Гоа. Единственный недостаток - возможная демонстрация в течение ночного переезда фильмов местного производства. Так как наушники не раздают, а звук включают погромче, то соскучиться вам не удастся.

Билеты можно купить на автобусной станции, и лучше это сделать заранее. Это особенно важно для переездов на большие расстояния, которые часто проходят в ночное время. Иногда на таких маршрутах используются специальные автобусы, половина мест в которых оборудована "спальными" местами. Большая часть багажа перевозится на крыше автобуса, поэтому чемоданы следует запирать, а на остановках не лишним будет проверить их наличие. Иногда при посадке в автобус за "хорошее" место приходиться побороться.

Есть еще одна причина для утверждения, что автобус - лучшее транспортное средство для путешествия по дорогам Индии. Автобус это не только самый недорогой вариант для переездов по стране, но и едва ли не самый быстрый транспорт на индийских дорогах. Сами дороги здесь далеко не везде двухрядные, движение в стране левостороннее, а ПДД (Правила дорожного движения) практически не существуют. По индийским дорогам одновременно передвигаются тяжелые грузовики, автобусы, трактора, легковые автомобили, повозки, запряженные волами или верблюдами, моторикши, велорикши, мотоциклы и мотороллеры, огромное количество велосипедистов и пешеходов, как с тележками, так и без, а также слоны и другие животные. Кроме того, здесь же, не взирая ни на что, абсолютно свободно гуляют или просто лежат посреди дороги священные индийские коровы. Поэтому, даже если сидишь за рулем "Мерседеса", это отнюдь не означает, что ты сможешь ехать быстрее. В Индии быстрее едет тот, у которого сигнал (гудок) громче, и, зачастую, это именно автобус, а не легковой автомобиль. Стоимость переезда в люксовом автобусе - от $1-2 за 100 км пути.

Индийские такси и автомобили с шофером
Легковые машины с кондиционером и без него можно заказать в транспортных агентствах и отелях или просто "поймать" на улице. Самый распространенный и используемый в качестве такси тип индийского автомобиля - "Амбассадор" с дизельным двигателем. Но в последние годы его сильно потеснили Форды-Айконы, Хонды-Сити, Шкоды-Октавии, Сузуки-Свифты, Тата-Индики, а также малогабаритки Дэу, Марути, Хёндэ и прочие. Наиболее распространенные модели джипов: Тойота- Иннова и Кволис, Шевроле-Тавера, Тата-Сафари, а также Махиндра-Скорпио, который, кстати, собирали даже и в России, на автозаводе ГАЗ.

Фото 9.10 Индийские автомобили

Местные черные такси с желтыми крышами снабжены счетчиками, но из-за постоянного роста цен на бензин плата иногда превышает показания счетчика. В этом случае водитель должен вас предупредить, а также предъявить тарифную таблицу, подтверждающую увеличение стоимости проезда.
Цены зависят от времени суток и класса машины. Можно нанять машину на 8 часов, и это обойдется в разных регионах страны $30-50. Один километр пробега стоит 8-12 рупий в равнинной местности и 12-15 рупий - в горной. В ночное время (с 20.00 до 6.00) и при найме кондиционированного автомобиля тариф возрастает примерно на 50%.

Рикши
Моторикша - трехколесная полуоткрытая мотоциклетная коляска, в которой пассажиры сидят на заднем сиденье, является самым распространенным видом городского транспорта в Индии. Стоимость проезда на моторикше примерно в два раза ниже, чем на такси. В них, так же как и в такси, присутствуют счетчики, которые, впрочем, могут и не работать. А значит - не стесняйтесь, обязательно переспрашивайте стоимость поездки перед ее началом.

Фото 9.11 Моторикша

Фото 9.12 Велорикша

Велорикши тоже довольно распространены в некоторых городах Индии. Велорикша - это трехколесный велосипед с повозкой для двух человек, сидящих обычно сзади от водителя велорикши. Скорость движения естественно невелика. Водителями часто работают немолодые люди, или наоборот мальчики, то есть те, кто уже или еще не пригоден к другому виду деятельности, но сильно нуждаются в деньгах. Стоимость проезда немного ниже, чем на моторикше.

Аренда машины
Арендовать автомобиль с шофером вы сможете всегда и везде. А вот аренда автомобиля без шофера не распространена из-за непривычного для европейцев левостороннего движения и повсеместного правила: "все едут везде". Поэтому если вам и очень хочется взять автомобиль напрокат и сидеть за рулем самому, настоятельно не рекомендуем это делать!

Аренда мотоцикла (мотороллера или велосипеда)
Эта услуга доступна и даже популярна в некоторых городах и штатах Индии, особенно в Пондичерри и Гоа. Если у вас есть водительские права - обязательно возьмите их с собой. Однако ездить на мотоцикле в Индии совсем не просто, особенно людям со слабыми нервами и начинающим водителям. Большинство трасс представляют собой опасные зоны, где надо быть всегда готовым ко всяким неожиданностям. Машин очень много, ездят они беспорядочно, "поворотники" включаются редко.
Кроме того, на улицах полно рытвин, припаркованных посреди дороги машин, мчащихся на большой скорости автобусов и автомобилей, медленно тянущихся тракторов и грузовиков, и прочих препятствий, доселе вам незнакомых. Муссонные дожди размывают мосты и дороги, поэтому не стоит рассчитывать время в пути по километражу, так как по многим дорогам вы сможете ехать со скоростью не более 20-40 км/ч. Дорожные происшествия случаются часто, особенно ночью, когда не все едут с включенными фарами. Поэтому чаще "бибикайте" - это только приветствуется.

Фото 9.13 Мотоциклистки

Бензин стоит примерно в полтора раза дороже, чем в России. Рекомендуем отправляться в поездку с полным баком и дозаправляться при первой возможности. В придорожных мастерских (которые встречаются повсюду) пробитое колесо вам легко заменят, но все же лучше взять с собой "запаску".
На прокат предлагаются, в основном, три вида агрегатов: 1). Yamaha, Honda, Kawasaki (аренда $80-100 в месяц, от 200 рупий в день) - все это одного класса легкие мотоциклы, с объемом двигателя не более 100 см2, собранные в Индии по японским лицензиям - они удобны, экономичны, достаточно просты и надежны в работе. 2). Kinetic Honda (аренда $60-80 в месяц, 150-200 рупий в день) - мотороллер с автоматической коробкой передач, надежный, достаточно мощный и предельно простой в управлении, идеально подходит женщинам, а также неопытным водителям. 3). Enfield (аренда $100-120 в месяц, от 300 рупий в день) - мотоцикл английской конструкции начала 50-х годов, который собирается в Индии - тяжелый, средней мощности, ненадежный и неудобный в управлении, но выглядит солидно. Парадоксальным образом именно он является самой модной моделью мотоцикла среди молодых путешественников с запада.

Индия – первое прикосновение