Топ-100
Несколько слов:
Талванди Сахиб
Городок Талванди Сахиб (ныне Нанкана Сахиб) на первый взгляд мало чем отличается от других городков южноазиатского захолустья. Расположенный в 80 км к западу от Лахора — одного из самых больших городов Пакистана, он теряется среди рисовых полей провинции Пенджаб. Невысокие старые дома, небогатые торговые лавки на узких улочках, вдоль которых тянутся засыпанные мусором сточные канавы. Трудно поверить, но каждое 18 ноября город волшебным образом преображается и готовится к великому празднику,- дню рождения основателя сикхизма Гуру Нанак Дева. Со всего Индостана и из других регионов мира сюда съезжаются сикхи, чтобы отметить день рождения своего главного учителя.

Старинные кварталы города были выстроены во времена сикхского могущества вокруг главной святыни — гурдвары, возведенной на месте рождения Гуру Нанак Дева. В этом городке, который тогда назывался Талванди, молодой Нанак начал проповедовать свои идеи. В его вероучении причудливо переплелись представления индуизма и ислама, и вскоре новая вера, привлекшая выходцев из обеих религий, стала доминирующей во всем Пенджабе.

Сикхизм — религия воинственная, и каждый молодой сикх, прошедший обряд посвящения, получает к своему имени приставку сингх, что в переводе с санскрита значит «лев». Не случайно сикхский Пенджаб дольше многих других частей Индии сопротивлялся британским колониальным войскам — англичане смогли присоединить княжество к Британской Индии лишь после двух кровопролитных англо-сикхских войн.

«Сикхи должны иметь пять отличий, — объясняет один из паломников. — Это длинные волосы и борода с усами, гребень, железный браслет, штаны особого покроя и кинжал. Волосы аккуратно укладываются под тюрбан».

Гурдвару, красивое здание в белых и розовых тонах, во время праздника, окружают несколько сотен человек. Они сидят, лежат, бродят вокруг в ожидании начала торжеств. Вскоре появляется группа бородатых мужчин, вооруженных кинжалами. Это охранники гурдвары. Затем из ворот на особом поддоне выносят святыню, усыпанную живыми цветами. Охранники разом вынимают кинжалы из ножен, и на солнце вспыхивают причудливые узоры дамасской стали.

Толпа, выкрикивая «Вахи Гуру!» («О, Гуру!») и распевая сикхские гимны, движется вокруг храмового комплекса. Непрерывно звучат барабаны. Вдруг в толпе образуется круг. Несколько сикхов начинают ветками мести асфальт. Начинаются показательные бои на мечах. Правда, на деревянных: теперь бои на боевых мечах запрещены. Сикхи считают, что в искусстве боя на мечах им нет равных во всей Южной Азии.