Топ-100
Несколько слов:
Рассказ ауровильца

Д-р Ананда Редди известен в Ауровиле своими классами по изучению «Жизни Божественной». Он вырос в Ашраме Ауробиндо, «у ног Матери», и затем, с ее одобрения, стал связным между Ашрамом и Ауровилем. Вскоре после этого, в 1970 году, он присоединился к Ауровилю, чтобы преподавать в школе общины Aspiration («Устремление»). В 1976 году он уезжает из Ауровиля, получает степень доктора философии в Мадрасском университете, и теперь является одним из немногих ученых, представляющих в мире и в Индии философию Шри Ауробиндо. Недавно он основал в Пондичерри Центр передовых исследований имени Шри Ауробиндо (SACAR). «Auroville Today» расспрашивает д-ра Редди о работе Центра.

Каким образом вы обычно рассказываете об учении Шри Ауробиндо?
–Это зависит от страны, а также от того, обращаюсь ли я к аудитории, которая уже знает о Шри Ауробиндо или к той, что слышит его имя впервые. С ауробиндовцами я могу продвинуться глубже и говорить из сердца. В других случаях я говорю из ума и даю общие представления о философии жизни Шри Ауробиндо, а потом перехожу к его метафизике. Я не говорю о Шри Ауробиндо как о личности, ибо отдаю себе отчет в том, что в мире существует множество культов и что люди способны причислить нас к одному из них.
Если же я провожу цикл лекций, то я говорю о личности Шри Ауробиндо на второй и на третьей. Я представляю его как человека, чья жизнь разворачивалась, как единое целое и чье мышление формировалось на основе его собственного опыта. Я объясняю то, как он, охватывая единым взором философское мышление Индии и Запада, вышел за пределы религий к универсальной духовности. Затем я объясняю, что отличие его понимания духовности от общепринятых идей о ней в том, что нужно не удаляться от жизни, но сделать жизнь и, в конечном счете, материю – Божественной. Таким образом, возникает сбалансированное представление об учении и о человеке, стоящем за ним. При ином подходе, скорее всего, это воспринималось бы как культ.

И все же создается впечатление, что везде превалирует тенденция к превращению учения Шри Ауробиндо в культ. Зачастую люди цитируют слова Шри Ауробиндо и Матери, вырывая их из контекста и подгоняя «под себя». Реальна ли опасность, что тем самым мы сделаем из Интегральной Йоги еще одну религию?
–Это переходный период, учение и сознание Шри Ауробиндо слишком универсальны для того, чтобы превратить их в религию. Многие попадаются в ловушку «так сказала Мать», это верно. В действительности за этим скрываются пассивность и малодушие, и такая позиция неверна. В мире действует то, что мы называем «силой Матери», это метафизическая истина. Но если на дворе солнечно, я все же должен распахнуть окно, чтобы впустить свет внутрь. Просто цитировать Мать и Шри Ауробиндо недостаточно, чтобы впустить в свою жизнь эту силу – со многими из цитирующих этого и не происходит. Часто цитирование – это своего рода знак устремленности в начинающем. Новичку в йоге для поддержания своей веры нужны внешние символы. Это что-то вроде защитной ограды вокруг маленького деревца. Цитировать Шри Ауробиндо и Мать, приносить цветы и благовония к самадхи, почитать их изображения – все это необходимая внешняя помощь, средства, поддерживающие устремление. Нечто вроде лестницы, помогающей нам подняться выше.
Начало духовной жизни требует немалого мужества. Человеческий ум часто не готов расстаться с привычным религиозным отношением – вот почему многие из принявших Шри Ауробиндо и Мать, продолжают поклоняться различным божествам и гуру. Из-за инертности, присущей людям, немногие способны окунуться в духовную жизнь, опираясь лишь на свою собственную веру. Но если ты учишься сознательно использовать внешние средства в качестве некой «лестницы», то ты достигаешь стадии, когда начнешь чувствовать внутреннее Присутствие, и тогда необходимость во внешних средствах отпадает. Когда ты наверху, лестница уже не нужна.

Некоторые ауровильцы чувствуют необходимость в использовании других методов и техник для реализации духовного сознания, быть может, в качестве еще одной «лестницы». Как вы смотрите на это?
–Все зависит от индивидуума. Скажу так: если кто-то пользуется другими средствами поддержания себя на пути духовного роста, то все в порядке. Не думаю, что в Ауровиле должны быть какие-то ограничения в том смысле, что люди должны практиковать только «это» и ничто иное. Пусть индивидуум выбирает себе те техники, какие хочет, и пусть его опыт будет богаче, не стоит сужать духовный путь до какой-либо одной предписанной тропы. Единственными необходимыми условиями являются искренность и стремление к высшей жизни – то, что я называю преданностью, верой, шраддха, о которой говорит «Бхагавад Гита», то есть внутренним посвящением, стремлением к воплощению идеала. Чтобы не стать еще одним «измом», будем настороже.
Важно не то, что человек следует Шри Ауробиндо и Матери, важно то (и на этом делала ударение сама Мать), что он искренне стремится к божественной Истине и Совершенству. Нечто внутри человека обязательно приведет его к открытию внутри себя Присутствия, или Силы, Матери. А тем, кто решил жить в Ауровиле, я скажу, что рано или поздно что-то приведет их к Шри Ауробиндо и Матери, и причиной тому особая атмосфера, созданная здесь Ими. И дело не в развитии ментального знания или чтении «Синтеза Йоги» или «Жизни Божественной», а в том, что в результате развития внутренней жажды необходимость открыть для себя Мать и Шри Ауробиндо станет чем-то очень существенным. Это жажда внутреннего открытия.
Когда я пожелал оставить Ашрам в 1970 году, чтобы продолжить учебу в Америке, я обратился за разрешением к Матери. Ее ответ заслуживает внимания: «Если... ты стремишься к тому, чтобы стать готовым к будущему и к новому творению... то оставайся здесь и готовь себя к этому». В другой раз, когда кто-то сказал ей, что Божественная помощь доступна везде, суть ее ответа сводилась к следующему: «Божественная помощь доступна везде, но здесь мы создали особую атмосферу, благодаря которой людям будет легче реализовать свою душу». Я считаю, что именно по причине этой атмосферы, благоприятствующей психической реализации, Ашрам в Пондичерри посещает так много людей. Их психическое существо так или иначе стало выходить на передний план, и пришла необходимость подышать этой атмосферой. Может быть, этим же объясняется и поток людей, желающих приехать в Ауровиль. Но я считаю, что для тех, кто уже установил эту внутреннюю связь, экспериментирование с различными путями не принесет никакой пользы, это просто потеря времени. К примеру, я заметил, что достижения так называемых медитационных лагерей носят исключительно временный характер. На неделю-другую эго чувствует удовлетворение, ибо достигнуто определенное ментальное молчание или ясность, но затем человек вновь впадает в обычный хаос повседневности и во внешнем течении жизни ничего не меняется. Если целью является Интегральная Йога, или трансформация самого себя, то, как говорит Шри Ауробиндо, только Шакти (Сила) Матери поможет нам в достижении этой цели.
Для тех, кто еще не обрел внутренний контакт, такие практики хороши для начала, но тому, кто уже имеет его, возвращаться к этому не стоит. Эти практики – окна, через которые можно проникнуть в дом, а не двери, чтобы выходить из него.

На это часто возражают: после того, как внутренний контакт с Матерью уже установлен, могут наступить времена, когда ты чувствуешь, что связь утрачена, и ты не прогрессируешь в своей духовной жизни. И тогда может возникнуть желание следовать другим путям. 
–Но я не считаю, что в этих случаях экспериментирование с различными путями может помочь. Гораздо лучше не волноваться, как неоднократно объяснял Шри Ауробиндо в письмах к ученикам, не задавать слишком много вопросов: прогрессируешь ли ты или нет. Откуда мы можем знать, что прогресс отсутствует? Ум порой склонен так считать, но часто именно в это время что-то в нас прорабатывается за видимой поверхностью нашего существа. Если сохранять тишину, спокойную веру в Мать, тогда неожиданно приходит что-то новое, и мы вновь обнаруживаем себя на пути! Для тех, кто имеет эту внутреннюю связь, очень важны спокойная устремленность, глубокая вера и способность полагаться на силу Матери.
В Ауровиле существует опасность разбавления духовной атмосферы из-за постоянного потока приезжающих, не имевших прежде никакого контакта с Шри Ауробиндо и Матерью. Поэтому здесь нужно ядро сознательных садхаков, которые могли бы противостоять этому разбавлению и служили бы живым примером. Так, в Ашраме, после ухода Матери, мы обращались за помощью к Нолини, Чампаклалу и к некоторым другим. И если от таких людей, открытых исключительно Силе Матери, будет исходить сильная вибрация, то ньюкамер почувствует это отличие в вибрациях, и будет искать руководства именно у них. Но очень важно, чтобы ньюкамеры знали, зачем они приезжают в Ауровиль. Если кто-то привлечен в Ауровиль его внешними аспектами, это не будет работать. Но если ты пришел сюда, как сказано в хартии Ауровиля, для служения Божественному Сознанию – назови его сознанием Шри Ауробиндо, сознанием Матери или как угодно еще – тогда духовный рост обязательно будет происходить.

Вы говорите «открыться Силе Матери», «найти Шри Ауробиндо и Мать в собственной жизни». Не могли бы вы кратко пояснить, что именно вы имеете в виду под этими словами?
–Под Силой Матери мы имеем в виду Божественную Силу, нисходящую сверху для трансформации нашей природы в природу божественную. Мы зовем Силой Матери именно трансформирующую силу Божественного. Человек может открыть свое сердце и ум для всего, что находится выше их и стоит за ними. Это может быть достигнуто благодаря устремленности, молитве, бхакти, полной отдаче себя божественной Силе и отвержению всего того, что препятствует реализации нашего устремления.
Что касается того, чтобы найти их в нашей жизни – здесь я имею в виду то, что Шри Ауробиндо и Мать являются представителями определенного Сознания, задачей которого является преобразование нашей природы, а не только индивидуальная внутренняя реализация. Многие могут быть не готовы к такому изменению сознания или трансформации своей природы. Быть может, они даже не чувствуют никакой нужды в этом. И пока они не почувствуют этой нужды, внутренне они будут не готовы открыть для себя Шри Ауробиндо. Но здесь все в порядке. Не все поголовно призваны стать учениками Шри Ауробиндо и Матери. Существуют мириады эволюционных путей, и каждая душа выбирает путь предназначенный ей.

Ранее вы упоминали, что концепция духовности Шри Ауробиндо отличается от других. В чем именно это отличие?
–Отличие в том, что Шри Ауробиндо настаивает на необходимости тотально отдаться и довериться Универсальной Шакти –  тому, что мы называем Силой Матери. Центральная концепция Интегральной Йоги состоит в том, что работа нисходящей сверху Силы может помочь нам в нашей садхане и продвигать нас к цели. Часто не понимают, что довериться Силе Матери, значит встать на кратчайший путь духовного роста. Фактически, это бесценный духовный дар, который Шри Ауробиндо принес человечеству. Даже экспериментируя с другими духовными путями, для развития своей связи с Божественной Шакти читать работы Шри Ауробиндо и Матери совершенно необходимо, потому что сознание и сила их слов проникают к нам в подсознание и ускоряют раскрытие нашего внутреннего существа.
Но, безусловно, существуют и другие способы связаться с этой силой и с присутствием Матери внутри нас, придти к осознанию нашего психического существа. Мать подчеркивала, что всем практикующим эту йогу очень важно работать. Однажды она написала мне: «Развиваться и очищаться мы должны именно в работе». По опыту знаю: работая, достигаешь наиболее интенсивного контакта с Матерью. Все-таки медитация это скорее занятие ума, и она имеет тенденцию удалять нас от жизни. В Интегральной Йоге работа – это важнейший момент, разумеется, работа, внутренне посвященная Божественному в духе карма-йоги. Просто работа, само собой, ценности не имеет.

Мать говорила: через пятьдесят лет учение Шри Ауробиндо будет воспринято всем миром. До какой степени это произошло?
–Думаю, полностью. Сознание Шри Ауробиндо проявлено в мире в разных формах. Во всем мире Шри Ауробиндо и Матерью посеяны мысли-зерна, и Ауровиль – одно из этих проросших мыслей-зерен. Я нахожу, что все непредубежденные мыслители в сегодняшнем мире развивают идеи, в свое время очерченные Шри Ауробиндо. Они используют разные термины, в зависимости от их культурного и социального происхождения, но главная линия их мышления согласуется с пониманием и видением Шри Ауробиндо. Концепция эволюции сознания, трансформации, духовной жизни как единственного адекватного пути к решению наших сегодняшних проблем распространены по всему миру.
Может случиться и так, что в будущем имя Шри Ауробиндо не будет известно, но всех объединит его сознание – Супраментальное сознание.  Нет необходимости в том, чтобы Шри Ауробиндо был признан в качестве духовного лидера (фактически это и не нужно, это означало бы превращение его философии в еще один узкий «изм»), но он может быть воспринят как провозвестник нового уровня сознания, Супраментального Сознания, предвестник новой расы, идущей за пределы человеческого вида. 

Какие эффекты воздействия Супраментального Сознания вы видите в мире?
–Одно из воздействий Супраментального Сознания – очищение от всякой лжи. Все эти тысячелетия были пропитаны ложью, наносившей удары в спину духовному прогрессу. Теперь же, в результате работы Супраментального Сознания, везде, где доселе укрывалась ложь – будь то в индивидууме, семье, касте, группе или нации – повсюду эта ложь обнажается. Раньше религии потворствовали лжи, но сейчас битва идет в открытую. Именно так я понимаю борьбу, происходящую в сегодняшнем мире, и меня не смущают все эти насилия и войны в каких бы формах они ни происходили.
Другим результатом действия Супраментального Сознания является иначе не объяснимое всеобщее распространение духовного знания. Все больше и больше людей пускается в духовный поиск, это видно любому. Завтрашний мир, быть может, уже не будет нуждаться в аватарах и вибхути. Время великих духовных лидеров, мыслителей и пророков уходит. И как трава прорастает после первого дождя, так, по мере излияния в мир Супраментального Сознания и Силы, повсеместно появляется новое духовное сознание. Это новое Сознание придет к любому, кто открыт и устремлен, придет в форме необходимой для него. Пришло время духовности простого человека. Духовность будущего будет принадлежать не религиозной или моральной элите, а человечеству в целом. Именно поэтому я подчеркиваю: не важно, будет Шри Ауробиндо знаменит или не слишком-то известен в мире завтрашнего дня, ибо супраментальное сознание пробудит к духовности все человечество, выполняя, таким образом, работу, для совершения которой Шри Ауробиндо и Мать родились в наше время.

«Auroville Today», декабрь 2001