Топ-100
Несколько слов:
О Божественной Матери в Учении Шри Ауробиндо

Мать и ее Сила – центральные понятия в Интегральной Йоге.

Индийская духовная традиция представляет мироздание как союз двух главных начал, деятельного и пассивного, творящего и созерцающего, как Силу и Сознание. Созерца­тельность и пассивность, право принятия решения изначально приписывается мужскому началу. Его олицетворением в традиции индийской Тантры является Ишвара, в фи­лософской школе Санкхья – Пуруша. Женскому началу приписывается активность, которая порождает дейст­вие и воплощает силу, а также игру Природы (Пракрити).
В индийском пантеоне каждый Бог имеет супругу – собственную Шакти или Силу, олицетворяющую его дина­мический аспект. Это наиболее ярко выражено в культе Ши­вы и Кали (которая в разных своих воплощениях носит имена Парвати, Ума, Дурга, Шакти). Но именно Кали, Богиню ужасающую в своей свирепости по отношению к врагам Божественного, творящую быстрое и эффективное возмездие, но и воздаю­щую добром, наделяющую Силой всякого, кто угоден Боже­ству, чаще всего именовали Ма­терью. Кали-Ма всю свою жизнь беззаветно служил Рамакришна, Ее Силой питался его духовный опыт.

Шри Ауробиндо, синтезировавший в своем учении дости­жения индийской духовной практики, говорит о Матери, имея в виду именно динамику Божества, энергию его творчества и силу разрушения и трансформации. Этот элемент шактизма, свойственный Тантре, для учения Шри Ауробиндо гармоничен и обязателен, так как главная цель Интегральной Йоги – трансформация природы суще­ства, его ума и жизни, а не бегство в пассивную созерца­тельность или аскезу.

Благодаря Шакти (Силе Матери) реализуются все достижения в садхане, именно она от­крывает, наполняет более высокими энергиями и трансформирует каждое существо. В своих главных четырех ипостасях Божественная Мать осуществляет многообразную деятельность, направляя эволюцию мира к высшим ее стади­ям. Именно как воплощенная динамичность, Сила Матери на­ходится повсеместно, на всех планах бытия, работая в самых глубинах материи.
В процессе садханы мы начинаем ощущать ее работу в себе и в мире. Только призывая помощь Матери для трансформации и достижения внутренней Божественности (для этого нужна наша искренняя самоотдача) Сила Матери начинает свою работу. Милость Ма­тери – это ощущаемая на Пути поддержка, ко­торая стремится ускорить наш прогресс. Однако только искреннее решение Ишвары (сознающего субъекта) открывает путь для Шакти, в противном случае ее усилия тщетны. Учение Шри Ауробиндо, открывая человека Силе Матери, превращает его из пассивного объек­та высших энергий в активного соучастника эволюционного процесса.

В некоторых человеческих существах, наиболее открытых и пластичных, Сила Матери реализует себя с огромной интенсивностью. Они становятся реальными проводниками божественной Истины, преобразующей земное бытие в интересах духовного прогресса. По индий­ской традиции такие проводники, осознавшие производимую через них работу и наделенные, благодаря этому, внутренней озаренностью, почитаются как Махатмы. Духовное видение открыло для Шри Ауробин­до, что Мирра Альфасса как раз и является таким воплоще­нием.

Мать – так он ее назвал, и под этим именем она известна всем последователям учения Шри Ауробиндо.

(Использован материал журнала «Садхана», Пондичерри, 1993 г.)