Топ-100
Несколько слов:
Ответы Шри Ауробиндо на вопросы учеников

- Как можно узнать, обладает ли человек какими-либо духовными возможностями?

- Никто не знает. Когда душа подтолкнет его, он обращается к Богу. Вот и все.

- Пожалуйста, скажите мне, обладаю ли я какими-то способностями к духовной реализации.

- Чтобы ответить на такой вопрос, требуется время. Если вы пошли по пути Духа, надо просто идти дальше, полагаясь не на свои способности, а на Силу Матери.

- Разве не правда, что тот, кто пошел по пути йоги, не имея полного знания собственной натуры и своих воз­можностей, сталкивается с трудностями?

- А кто пошел по пути йоги, имея полное знание или хоть какое-нибудь знание? Все в неведении – только через саму йогу они могут получить знание.

- Некоторые люди говорят, что пока вся ваша природа не очищена, не может быть никакого настоящего начала йоги. Это правда?

- Подобное утверждать нелепо.

- Правда ли, что только тот, у кого есть какие-то пе­реживания и реализации в садхане, принят Матерью, а тот, у кого таких переживаний нет, кто живет в обыч­ном сознании, не принят ею?

- Почему он должен быть не принят Матерью? Что вы име­ете в виду под «принятием»?

- Если садхак не может полностью открыть себя Мате­ри из-за препятствий, существующих в его природе, он не будет принят Матерью?

- В таком вопросе нет смысла. Те, кто следует йоге здесь, приняты Матерью – ибо «принятый» означает «допущенный к йоге, принятый в качестве ученика». Ну, а прогресс в йоге и сиддхи в йоге зависят от степени раскрытия (сознания).

- Если садхак сталкивается с серьезными трудностями в своей садхане вновь и вновь и не способен отвергнуть свою низшую природу, что поможет ему сохранить веру и приверженность пути?

- А кто способен отвергнуть низшую природу полностью? Все, что человек может – это стремиться и отвергать ни­зшие импульсы, призывая Божество сделать все остальное.

- Какой должна быть конечная цель садхака? Разве он не должен стать йогином?

- Находиться в полном слиянии с Божеством и есть конечная цель. Если человек обрел в некоторой степени постоянное единение (с Божеством), его можно назвать йогином, но сли­яние должно стать полным. Есть йоги, которые имеют такое слияние только на духовном плане, другие – на уровне ума и сердца, иные и в витале. Цель в нашей йоге – прийти к такому единению и в физическом сознании, и на супраментальном плане.

- Когда можно сказать, что садхак заложил фундамент своей садханы?

- Когда он пришел к устойчивому покою, беспристрастию и преданности, а также при наличии длительного духовного опыта.

- Как правильно установить покой и беспристрастие в природе (существа)?

- Покой и беспристрастие находятся выше вас, вы должны призывать их вниз, в ум, витал и тело. И когда бы ни возни­кали волнения, надо отвергать беспокоящее явление и само волнение.

- Приходят ли покой и беспристрастие свыше, по Мило­сти Матери?

- Когда они приходят, это результат устремленности души и Милости Матери.

- Каков подлинный признак, указывающий на то, что бес­пристрастие в натуре установлено? Значит ли это, что надо воспринимать любые тревоги извне и изнутри в со­вершенном покое, ничего не делая для избавления от них?

- Это значит, встречать их, не волнуясь, и спокойно отвер­гать. Пытаетесь вы избавиться от них или нет, не имеет зна­чения. Просто, противодействуя им, вы должны быть спокой­ны, не испытывать гнева, возбуждения, огорчения или любого иного беспокойства.

- В чем точное значение выражения «спокойный ум»? Зна­чит ли это, что в уме не должно быть вовсе никаких мыс­лей?

- Нет. Необязательно, чтобы отсутствовали мысли. Когда нет мыслей, это безмолвие. Об уме говорится, что он спокоен, если мысли, чувства и т.п. могут проходить сквозь него, не тревожа его. Кажется, будто мысли не принадлежат вам. Ум может их созерцать, но его ничто не беспокоит.

- Каков настоящий смысл активности и пассивности в садхане?

О: Активность в устремленности, в тапасье, в отвержении ложных сил. Пассивность относится к восприятию истинной работы, работы Силы Матери. Таково правильное положение вещей в садхане.

(из книги «Элементы Йоги»)