Топ-100
Несколько слов:
Раджхир
Раджгир или Раджагриха, "царский дворец" расположенный в 46 км от Бодхгайи в штате Бихар до V в. до н. э. был столицей царства Магадха в центральной Индии. Древняя Раджагриха была центром культа поклонения змеям-нагам, как подателям дождя, а именно царю нагов - Манинагу, который почитался также как защитник от змеиных укусов. "Затем, придя в тиртху Манинаги, обретёт плод дарения тысячи коров тот человек, который неустанно вкушать будет пищу этой тиртхи; и если даже ужалит его ядовитая змея, то яд не оборит его. Кто проведёт там всего одну ночь, избавится от всех грехов" (Махабхарата, Араньякапарва, гл. 82). Современный Раджгир - небольшой городок, расположенный к северу от древней территории города, которая охватывает семь пустынных, окружающих долину холмов. Когда-то город окружала пятидесятикилометровая стена со сторожевыми башнями, сложенная из каменных блоков. Её остатки можно увидеть у северных и южных ворот.

Раджгир является важным местом паломничества для буддистов, поскольку согласно буддийским источникам Будда Шакьямуни совершил Второй и Третий Повороты Колеса Учения. Будда также провёл 5 сезонов дождей в Раджгире. Когда Будда впервые посетил Раджгир, его встретил царь Бимбисара. Царь, впечатлённый этой встречей, убедил Будду остаться. Он подарил ему бамбуковые рощи, названные Венувана, которые стали любимым местом Будды. Свободные от москитов, располагавшиеся вдалеке от города, с чистым, мягким воздухом и водоёмами с прохладной водой, эти рощи были идеальным местом для медитации.

После того, как Будда ушел в нирвану, его ученики встретились в пещере Саптапарни в Раджагрихе, где и состоялся первый буддистский Совет, которым руководил Махакашьяпа. На нем впервые были записаны поучения Будды. В этой пещере горячие целебные источники, которые являются священными как для буддистов, таки для хинду и джайнистов. Сам Будда также останавливался в этой пещере, и она служила жилищем для странствующих монахов.

На вершине холма, где Будда давал учения, сегодня воздвигнута японская cтупа Вишва Шанти (покой мира), куда можно подняться на канатной дороге. Подобные ступы построены в различных местах Индии, а также и в других странах. В нишах ступы, расположенных согласно четырём сторонам света установлены золотые статуи Будды, каждая из которых символизирует важные моменты его жизни: рождение, просветление, проповедь и уход. Рядом со ступой построен японский буддистский храм служба в котором не прекращается ни на минуту. Неподалёку начинается узкая тропа, ведущая к маленькой площадке, расположенной над обрывом. Отсюда же открывается вид на некоторые из множества джайнистских храмов, построенных на вершинах холмов. Табличка, установленная здесь оповещает посетителей о том, что именно здесь, на Скале Грифов было дано учение о Праджняпарамите.

Петляя мимо руин форта, дорога ведущая туристов ведёт к небольшой площади. Справа раскинулся бамбуковый парк Венувана, где жили Будда и его ученики. Небольшой холм, где находятся сейчас мусульманские могилы, отмечает место, где стояли ступа и вихара (храм), построенные царём Аджаташатру. В парке есть небольшой зоосад, тайский храм и бассейн Каранда Танк, в котором совершал омовения Будда. Большой японский храм Ниппондзан Мюходзи и гостиница "Centaur Hokke Club" обслуживают нужды японских паломников. Бирманские буддисты построили свой храм к востоку от форта.

К югу от парка Венувана, у подножия холма Вайбхара, стоят джайнские и индусские храмы, построенные вокруг 22 горячих источников, называемых "таподах", что означает "воды тапаса". Согласно легенде, эти целебные воды впервые были согреты тапасом подвижника Какшивана, легендарного риши из рода Паджра, автора некоторых гимнов Ригведы. Самый горячий из них "Брахмакунд" находится в двух километрах к югу от города, возле многолюдного храмового комплекса Лакшми-Нараян (в период расцвета буддизма на этом месте находился буддийский монастырь "Таподхарма"). Сюда устремляются тысячи паломников, желающих принять омовение в его священных водах. Здесь имеются общественные бассейны. Дальше за пещерой Пиппла и монастырём Джарасандха-ки-Байтхак, стоит Маньяр Матх - каменное здание, бывший храм змея-полубога Манинанги. Поворачивая налево, дорога проходит мимо Дживакамхаваны - рощи манговых деревьев, подаренной Будде Дживакой, врачём царя Бимбисара. Затем дорога подходит к Маддакуччи, откуда можно прогуляться пешком на холм Гридхракута, который считается самым священным местом в Раджгире, поскольку именно здесь Будда прочёл бОльшую часть своих проповедей.

Джайны также считают это место свещенным. Господь Махавира проповедовал здесь в течение 14 сезонов дождей, тут родился двадцатый титанкара (создатель пути) джайнов Муни Суврата, здесь умерли все первые ученики Махавиры.

Недалеко от Раджгира в городке Кундалпур существует ветвь джайнизма, называемая Дигамбар. По их мнению именно в их городе родился Господь Махавира (6 в. до н.э.)