Топ-100
Несколько слов:
Нагарджуна Конда
Нагарджуна Конда в древние времена называлась Виджаяпури, расположена в 150 км от Хайдарабада в Андхра-Прадеше (3 в до н.э.). Соседствует с Амарвати, где Будда Шакьямуни передал своим ученикам тантру Калачакры, которую тибетские буддийские учителя, включая Его Святейшество Далай-ламу, получили по непрерывной линии преемственности.

Сегодня монастырский университет Нагарджуны, практически стертый с лица земли мусульманским нашествием наряду с другими буддийскими святынями древней Индии, погружен в глубокий, почти летаргический сон. Со строительством дамбы он оказался отрезанным от внешнего мира прозрачными водами опоясавшей его реки Кришна, так что добраться до него теперь можно только на причудливых круглых лодках или маленьких пароходиках, доставляющих на чудесный остров группы туристов. Красивое, тихое место с аккуратными деревьями и цветниками, затейливыми тропинками и неизменной табличкой у каждой разрушенной ступы, отражающей неуверенность местных археологов и исследователей старины.

На карте мира немало подобных «музеев под открытым небом». Пирамиды Египта и южноамериканских индейцев, развалины буддийских святынь Пакистана, Афганистана и Индонезии… Разбросанные по всему земному шару свидетельства величия древних цивилизаций. Попадая сюда испытываешь смешанные чувства – преклонение перед духовными усилиями далеких предшественников и грусть от того, что на каком-то витке неумолимой истории связь поколений неожиданно прервалась.

Нагарджуна-конда, ныне затерянный остров, а прежде громадный буддийский университет, где великий индийский философ 2-го века Арья Нагарджуна провел заключительные годы своей жизни, стал первой остановкой Далай-ламы на пути в Амаравати. У чудом уцелевшего основания старинной ступы со свастикой, выложенной из неровных красных кирпичей, он провел ритуал освящения, в котором приняли участие направлявшиеся вместе с ним на Калачакру главы тибетских монастырей в изгнании.

Теперь здесь повсюду белые шарфы-хадаки, знак почтения к священному месту и посетившему его духовному лидеру Тибета, а также символ того, что живое учение Будды по странному стечению кармических обстоятельств вновь просочилось на это «кладбище культуры», как то ли в шутку, то ли всерьез назвал музеи Его Святейшество Далай-лама. Выступая перед собравшимися в Нагарджуна-конде, он предостерег своих последователей от чрезмерного увлечения «мертвой культурой» и посоветовал наряду с возведением музеев и статуй прилагать усилия для сохранения живых учений Будды и Нагарджуны. На встрече с премьер-министром штата Андра Прадеш Раджасекхарой Редди, Далай Лама обещал посодейстовать в превращении Амаравати в крупный исследовательский центр буддийской Дхармы.

Основным предметом подобного исследовательского центра, по замыслу Его Святейшества Далай-ламы, могли бы стать философские труды Арьи Нагарджуны, которого тибетцы почитают как второго Будду. Выступая в Амарвати, Его Святейшество шутил, что хотя и не приветствует слепую веру в своих последователях и всегда поощряет духовный поиск и критический анализ, именно такую веру он лично питает к Арье Нагарджуне. «Это человек величайших знаний и не только в области буддийской философии. Нагарджуна также изучал медицину и химию», - пояснил он. В качестве примера разносторонних знаний великого философа древней Индии в области химической науки Далай-лама привел историю о тм, как Нагарджуна спас от голодной смерти монахов монастырского университета Наланда, превратив камни в золото. «Правда, потом его выгнали из монастыря за применение алхимии», - с улыбкой добавил духовный лидер Тибета. Изгнанный из Наланды за несанкционированное монастырскими властями чудотворство Нагарджуна обосновался в теперешней Нагарджуна-конде, где наставлял учеников и медитировал в подземной пещере, сегодня скрытой от глаз поднявшимися подземными водами.