Топ-100
Несколько слов:
ПРОКЛЯТИЕ ДУРВАСЫ

Мудрец Дурваса принес Индре ароматную гирлянду из цветов в качестве подарка. Но Индра был слишком пьян, чтобы обратить внимание на этот подарок. Эта гирлянда какое-то время свисала с хобота его слона, который затем сбросил её на землю, растоптав её ногами. Возмущенный этим проявлением неуважения Дурваса изрёк проклятье, что Индра потеряет всё своё великолепие. В тот же самый момент, Лакшми исчезла из Aмравати. Мрак опустился на мир. Всё стало бесплодно и лишено радости. Опечаленные Дэвы пришли к Вишну, который сказал, что поскольку Лакшми растворила себя в первозданном молочном океане, то её можно вернуть назад лишь путём пахтанья (взбивания) океана. Однако, это не возможно будет сделать без помощи Асуров. Асуры, также сильно скучавшие по Лакшми, согласились помочь Дэвам. Поэтому и Дэвы, и Асуры, забыв свои разногласия, объединились, чтобы вместе начать сбивать океан. Гора Меру была использована в качестве взбивающей оси. Вишну же приняв форму черепахи (инкарнация Вишну в форме черепахи - Курма), подставил свой панцирь как точку опоры для горы Меру, тем самым не дал горе погрузиться в глубины вод. Змей же Вишну, Шеша (змей на котором Вишну возлежит вовремя своего отдыха – символизирует время), обвил себя вокруг горы. Дэвы схватили его за хвост, а Асуры за шею. Затем они поочерёдно начали тянуть каждый в свою сторону, тем самым вызывая вращение горы Меру вокруг своей оси. Так началось пахтанье. Океан вспенивался и вскипал целую вечность, когда, наконец, его воды сгустились и начали выявлять невероятные сокровища, из которых самым восхитительным была Лакшми.
(Падма Пурана)

Дэвы и Асуры используются как две силы участвующие в пахтании первичного молочного океана: действующая и противодействующая, их стержень - гора Меру (согласно индуизму, она представляет собой ось вселенной, вокруг которой формируются и вращаются все миры), а веревка, которую они используют в форме змея Шеши, - это само время. Вишну же, в своей инкарнации черепахи, стабилизирует это пахтание. Молочный океан представляет собой безграничные потенциальные возможности мира. Вся материя находится в постоянной трансформации до тех пор, пока Дэвы и Асуры возбуждают её. То, что возникает в результате этих действий, является теми сокровищами, которые представляют собой силу, наслаждение и процветание - все те вещи, которые придают смысл мирской жизни.
Наряду с символами силы, наслаждения и процветания появляется загрязнение в виде вязкой и тягучей массы называемой Халахала. В некоторых версиях этой легенды Халахала - это ядовитая рвота змея Шеши, используемого как верёвку в пахтании океана. Загрязнение является неизбежным компонентом любого технологического процесса. Поэтому Халахала представляет собой побочный продукт всех тех хороших вещей, которые появляются на поверхности молочного океана, вовремя этого пахтания. Никто не захотел прикасаться к этому отвратительному веществу. Поэтому Дэвы обратились к отшельнику Шиве. Так как он равнодушен к окружающему физическому миру, то он не видит различия между вещами желательными и благоприятными и вещами нежелательными и неблагоприятными. В его глазах Халахала ничем не отличается от Aмриты, нектара бессмертия. И он поглощает этот яд. В литературе вайшнавов Халахала воплощается в Aлакшми - богине несчастья, сестре-близнеце Лакшми. Так же, как ничто прекрасное не может быть создано без одновременного производства неких отходов, Лакшми всегда сопровождается Алакшми. Те, кто игнорирует эту сестру близнеца богини благосостояния, подвергают себя опасности. Считается, что Алакшми является также богиней раздора. Если её не признают, то удача всегда приносит с собой бедствия.