Топ-100
Несколько слов:
НАРАЯНА

Миф=Митхья

Нараяна - это имя Вишну, когда он находится в глубоком сне без сновидений. Когда он пробуждается, то из его пупка возникает лотос, в котором пребывает Брама. Это делает его создателем создателя. Однако то, что лотос соединен с пупком Вишну как плацента матери, указывает на то, что именно взаимодействие Брамы с миром, который и есть Богиня, питает его. Таким образом, существуют симбиотические отношения между творцом и творением, Богом и Богиней. Этот симбиоз отражает строка из Риг Самхиты, "Он создал ее, и она создала его. Они родились друг от друга".

Нараяна является наичистейшей познаваемой формой Пуруши. Он есть - ровное, неискажённое, незапутанное, незагрязненное сознание. Пробуждение Нараяны, цветение лотоса, рождение Брамы и его сыновей являются различными стадиями искажения этого сознания. Любопытство по поводу - кто есть Я - дало начало импульсу для процесса этого искажения. Искажение приводит к возникновению интеллекта у Брамы, интеллекта, который в состоянии отличить самого себя от всего того, чем он не является - умом и материей. Желание Брамы иметь детей - есть желание сознания иметь плодотворное взаимодействие с миром, конечной целью которого является познание самого себя.
Первые четыре сына Брамы называются древними Санат-Kумарами, потому что они появляются на свет до возникновения органов чувств. Без органов чувств ум не знает материального мира. Незатронутый чувственными раздражителями ум, чист, поэтому родившиеся из чистого ума сыновья Брамы, описываются как невинные, нетронутые сексуальностью мальчики. Такой ум не имеет желания действовать. Он не способен производить детей и отвечать на вопросы Брамы.
Брама осознаёт, что для плодотворного взаимодействия с миром ему нужны каналы, которые получают стимулы и передают результаты действий. Результатом этого стало рождение десятерых сыновей Праджапати: пять - представляют пять органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и другие пять - представляют пять органов действия (руки, ноги, рот, анус и гениталии). После рождения Праджапати, Брама начинает осознавать окружающий его мир – что этот мир и есть Богиня. Это осознание принимает форму сексуального побуждения. В отличие от первых четырех сыновей Брамы, Праджапати являются зрелыми и способными реагировать на эротические стимулы.
Богиня существует даже во время пралайи. Но никто не замечает её, так как все чувства находятся в состоянии бездействия. Эта невоспринимаемая Богиня известна как Йога-нидра, та, которая существует во время сна Бога без сновидений. Когда Нараяна просыпается, лотос расцветает и Брама открывает свои глаза. Чувства пробуждаются и Йога-нидра становится Йога-майей, стимулирующей чувства. Йога-майей называется дочь Брамы, потому что она обязана ему своим возникновением. Если бы у Брамы не было вопросов, если бы Брама ощущал себя наполненным, если бы Брама был самодостаточным, то он никогда ни стал бы искать для себя ответов: у наблюдателя не было бы объектов для наблюдения, и мир никогда бы не был "создан". Другое имя для Йога-майи есть Уша, что означает "рассвет", потому что её приход - это заря, час пробуждения. Она также называется Шатарупа – та, которая имеет бесконечные формы. Так же как и тот мир, который она собой представляет, Богиня подвижна и постоянно трансформируется. Появившись, она сразу же начинает двигаться вокруг Брамы, обволакивая его.
Ощущения и действия заполняют ум воспоминаниями, желаниями и идеями. Это и есть те три, дополнительные головы Брамы. Кульминация приходит тогда, когда сознание настолько искажено внешними источниками, что поверх предыдущих четырех, возникает пятая голова, глядящая в противоположную от Нараяны сторону. Это и есть эго, та часть ума, что постоянно ищет утверждений и одобрений со стороны окружающего мира.
В повествовании подчеркивается, что эго не имеет независимого существования, что это всего лишь реакция на стимулы мира. Эго уводит Браму от знания своей истинной внутренней сущности: Нараяны.
Провоцируемый своим эго, Брама стремится к обладанию Богиней и контролю над ней. Она же ускользает как вода сквозь пальцы, принимая различные формы - так как это её природа. Чтобы не отстать от неё и не потерять её, Брама также меняет свои формы. Когда она становится гусыней, он становится гусаком. Когда она становится коровой, он становится быком. По сути, Брама теряет свою собственную идентичность и приобретает образ, который зависит от внешнего мира. Пока погоня продолжается, Брама забывает об основной причине, по которой он сотворил мир. Стремление к самореализации уступает стремлению к самосохранению, самораспространению и самоутверждению.
Слово Читта обозначает внутренний процесс формирования сознания, который соединяет ум с душой, Манас (ищущий духовного познания ум) с Атмой (истинное "Я"), Пракрити с Пурушей. Нараяна есть Пара-атма - чистое сознание Бога. Взаимодействуя с миром, Богиня искажает Читту, привнося в сознание воспоминания, желания, идеи и, в конечном счете, эго. Возникновение у Брамы голов, олицетворяет этот процесс искажений. Пятиголовый Брама есть Джива-атма - искажённое сознание затуманенной, непросвещенной, невежественной и эгоистичной Дживы (живого существа, единицы жизни). Четырёхголовый Брама, который поёт Веды - искажённое сознание просвещенной, мудрой, с доминирующей в ней душой Дживы. Дживе можно дать такое определение: любое живое существо, которое боится смерти и, следовательно, постоянно участвует в действиях по самосохранению и воспроизводству. В Дживе присутствует Джива-атма, зависящая от окружающей её среды и вовлечённая во взаимодействие с этой средой из-за стремления выжить и найти смысл в жизни. Хотя в своем изначальном чистом и неискажённом виде Пара-Атма является единой для всех джив, лишь различия в искажениях формируют разные личности разнообразных джив. Искажение может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от того, как Джива реагирует на раздражители. В принципе, каждая Джива потенциально способна выровнять свою Читту, чтобы Джива-Атма стала Пара-Атмой. Эта способность порождает страстное желание вернуться к своему исконному состоянию. Это заставляет Дживу быть всё время в поиске этого совершенства, изначального покоя, того самого сна без сновидений.
Брама есть прародитель всех Джив. Его сыновья женятся на многих формах Шатарупы. Все вместе они дают рождение различным типам Джив. Через семя сыновей Брамы Джива-атма втекает в Дживу. Из утроб их жён в мир приходят различные виды плоти. В следующей истории рассказывается о том, что змеи и орлы имеют общего отца Кашьяпу. При этом все они имеют искажённую Читту. Ввиду того, что у них разные матери, змеи ползают по земле, а орлы летают в воздухе. Это различие позволяет каждому из них по-своему взаимодействовать с природой.