Топ-100
Несколько слов:
Ладакх
Ладакх — историческая и географическая область, в настоящее время входящая в состав индийского штата Джамму и Кашмир. Дословно «ла» означает перевал, «дакх» — страна. Расположена между хребтами Куньлунь на севере и Гималаи на юге. Ладакх населён народами как индоевропейского, так и тибетского происхождения и является одной из самых наименее населённых областей Центральной Азии. Исторически в состав Ладакха входили Балтистан, долина Инда, Занскар, Лахул-Спити на юге, Нгари и Аксайчин на востоке, а также долина Нубра на севере. На территории Ладахка находятся одни из самых высоких гор в мире.

Ладакх иногда называют «Малым Тибетом» из-за схожести с культурой и природой Тибета. В прошлом он часто играл важную стратегическую роль из-за своего положения на пересечении торговых путей. Здесь когда-то проходил Великий шёлковый путь, а буддийские пилигримы основали монастыри на своём пути из Индии в Тибет. После закрытия западных границ Китая международная торговля здесь пришла в упадок. Существенным фактором дохода является туризм. До 1974 года Ладакх был закрыт для туристов, но сейчас индийское правительство активно развивает туризм в регионе.

Важнейший и крупнейший город Ладакха — Лех. Большинство жителей Ладакха — буддисты, большинство остальных мусульмане-шииты. В последнее время неоднократно выдвигался лозунг о выделении Ладакха в отдельную союзную территорию из преимущественно мусульманского штата Джамму и Кашмир. Из-за того, что Тибет, попав в 50-х годах под экспансию Китая и пережив вместе с ним культурную революцию, лишился большинства уникальных памятников буддийской культуры, сегодня именно Ладакх стал второй родиной тибетского буддизма.

Культура региона прежде всего ассоциируется с архитектурой, влияние на которую оказала архитектура Тибета и Индии. Здесь находится множество монастырей, расположенных в самых непостижимых местах — на выступах высоких гор, на краях ущелий. Ладакхский монастырь называется гомпа, что означает «место для медитации». Гомпа является центром любой деревни, и численность монахов в каждом монастыре пополняется за счёт местной традиции у жителей деревни посылать одного из сыновей в монахи.

Помимо архитектуры Ладакх известен своими религиозными фестивалями. Монастырь Хемис является центром ежегодного фестиваля танцев в масках. Проводимый в зависимости от подсчетов монахов, в июне или июле, приуроченный ко дню рождения гуру Падмасамбхавы. Этот религиозный праздник грандиозно отмечается каждые 12 лет в год обезьяны по восточному календарю.

Культура вообще и кухня в частности похожи на центрально-тибетскую. Основные блюда тхукпа (суп с лапшой) и цампа, в Ладакхе зовётся ngampe и незаменима при путешествиях. Собственно ладакхское блюдо — skyu — тяжёлые макароны с корнеплодами. Ныне употребляется и привозная пища, как в долинной Индии. Чай делают в маслобойке с добавлением масла и соли, его называют gurgur cha. Сладкий чай (cha ngarmo) сейчас обычен, его делают как в Индии добавляя много сахара и молоко. Излишки ячменя идут на приготовление чанга — алкогольного напитка, часто употребляемого на праздниках.

Архитектура Ладакха развивалась под влиянием Тибета и Индии, в основном как монастырская. Буддийские колёса, часто украшенные драконами встречаются почти в каждой гомпе. Дома и монастыри строили на возвышенностях, выбирая южные склоны. При строительстве использовали камень, дерево и землю, но теперь предпочитают заполнять глиняные ячейки стен камнями и необожжённым кирпичом.

Музыку чаще можно услышать на буддийских монастырских праздниках, она подобна музыке тибета, часто присутствуют религиозные Песнопения на тибетском и санскрите. Эти длинные и сложные тексты и исполняются только в особые дня праздников. Пение Янг не имеют метрической строки, исполняются под аккомпанемент барабанов, низким голосом. Очень важны танцы в ритуальных масках — мистерии Цам. Хемис Гомпа, центр школы Друкпа Кагью в Ладакхе, проводит этот праздник ежегодно, другие крупные гомпы не отстают. В бытовом смысле, в танцах показана борьба благих и неблагих сил. Ткачество неотъемлимая часть ладакхской культуры, в восточном Ладакхе ткут и женщины и мужчины. Типичный костюм включает гончас из вельвета, украшенные жилеты, сапоги, шляпы. Праздники проходят в Ладакхе в сентябре с 1 по 15. Ладакхцы одевают лучшие головные уборы иногда украшенные золотом, серебром или бирюзой. Монахи танцуют в масках и играют на тарелках, трубах флейтах. В народе известен танец яка, льва и ташиспа. Вокруг монастырей часто можно видеть флажки лунгта. В монастырях создаются иконы-тханки. Проводят соревнования по стрельбе из лука, поло и шуточные свадьбы.

Тибетская медицина была единственной системой оказания медицинской помощи долгие годы. Эта школа впитала элементы аюрведы и традиционной китайской медицины, а также представления космологии тибетского буддизма. Веками медицинская помощь людям амчи предоставлялась местными целителями, она и теперь популярна. Правительство не пытается бороться с этом и наоборот, поддерживает местных целителей и поощряет населения изготавливать лекарства из растений.

Неправительственные организации оказывают посильную помощь в обеспечении ладакхцев чистой водой, доступной электроэнергией и защите женщин. Ладакхская группа по защите экологии и окружающей среды работает с 1971 года.

Достоверно известно, что первые буддийские культовые сооружения появились в Ладакхе во II веке н. э. при кушанском императоре Канишке. Но строения разрушились, а буддизм надолго покинул регион, уступив место Бону и другим анимистическим культам. В 9-10 веке в регионе стала утверждаться Ваджраяна и появлялись первые религиозные сооружения, священные пещеры, где уединялись йогины. Многие монастыри связывают своё основание с деятельностью Ринчена Санпо (958—1055) — святого, переводчика, философа, и по некоторым сведениям, регента Гуге. В XVII веку в Ладакхе сформировалась современная система монастырей, которые относятся, главным образом, к школам Друкпа Кагью и Гелуг.

В 70-ти км. от столицы Лех, на берегу реки Инд, стоит деревенька Алчи. Это место стало известно благодоря древнему и знаменитому (национальное наследие) монастырю Алчи Гомпа, в котором сохранились росписи 11-12 века (эпоха Ринчен Сампо), выполненные не в тибетском, а в индийском стиле. Алчи небольшая деревня, но в ней есть все удобства для ночлега. С июня по сентябрь она предоставляет туристам отличную возможность посмотреть монастырь и совершить поход в Гималаи, из деревни на них открывается отличный вид.

Недалеко от Алчи Гомпа находится Ванла Гомпа. Ванла Гомпа — буддийский монастырь стояший на скале над деревней Ванла в Ладакхе. Гомпа небольшая, но хорошо сохранился храм Авалокитешвары и это один из старейших монастырей Дрикунг Кагью в Ладакхе. Ванла подчиняется монастырю Ламаюру, настоятель которого отправляет одного монаха в Ванла для ежидневных ритуалов и ухода за храмом. Главное изображение: 11-головый Авалокитешвара. Рядом с монастырём обнаружены остатки старинной крепости, постройку которой приписывают Лхачен Нгаглугу (lha chen ngag lug) — ладакхскому царю 12 века. В 14 веке к замку пристроили монастырь.

Кроме Алчи Гомпа настолько же древней является Ламаюру. Ламаюру (в переводе - свастика) — один из ранних монастырей Ладакха, находящийся в долине верхнего Инда, в 127 км. на запад от Леха. Основан в XI веке знаменитым махасидхой Наропой, после проведения нескольких лет в медитации в пещере. Монастырь получил своё название от плантации священного зерна, которая таинственным образом приняла форму свастики (свастика с левосторонним движением символизирует Юнг-друн Бон или новый Бон).

Монастырь относится к направлению буддистской школы Дрикунг Кагью («Красные шапки»). Но долгое время был прибежищем для последователей религии Бон.

Старейшая сохранившаяся постройка в монастыре - Сэнг-ге-ганг, на южной оконечности скалы, его приписывают Ринчену Санпо (958-1055 НЭ). Ринчен Санпо получил от царя Ладакха построить 108 монастырей, главным образом в Ладакхе, Спити и прилегающих регионах. Местные жители многие постройки тысячалетней давности приписывают именно ему. Первоначально монастырь состоял из пяти зданий, остатки четырёх здания также можно видеть по углам. Ламаюру входит в число крупнейших и старейших монастырей в Ладакхе, с населением в 150 монахов. В прошлом, в нём жило около 400 монахов, многие из них жили не в гомпе, а в окружающих деревнях. В Ламаюру каждый год проводится два праздника танцев в масках, во втором и пятом месяце тибетского лунного календаря, все монахи Ламаюру и соседних гомп собираются на совместную молитву.  

На юго-западной стороне реки Бардур, рядом с дорогой к перевалу Умаси-ла, находится небольшой, но очень знаменитый монастырь Дзонгхул Гомпа (Зонхул Гомпа). Основал его сам Наропа, он вбил в склу свой посох и пхурпа (тантричекий кинжал). С тех пор к реликвиям стекаются паломники, а йогины часто медитируют там. Гомпа с одной стороны пристроена к скале спещерами. Перед ним стоит 10 каменых домов между которыми лежат валуны. В 10-ти минутах ходьбы находится площадка с живописным видом на долину.

Ещё одной из достопримечательностей Ладакха является Дискит Гомпа (Диску Гомапа) — старейший и крупнейший буддийский монастырь (класса гомпа) в Нубрской Долине. Дискит стоит недалеко от дороги, которая связывает Патхапур и Тхос. К монастырю ведёт неровная и пыльная дорога, которая подводит к лестнице, ведущей к молитвенному залу. Статуя Майтреи стоит в зале, там же расположен огромный молитвенный барабан. На втором этаже залы с гневными божествами и защитниками учения. Купол монастыря покрыт фресками из Ташилунпо. В монастыре нескольо храмов и библиотека тибетских и монгольских текстов. Дискит упомянут в монгольских сказаниях: якобы в монастыре завёлся злой анти-буддийский демон его били на земле бляз монастыря, но он оживал несколько раз. Говорят, морщинистая голова и руки демона теперь лежат в закрытом зале монастыря под защитой Драхармапал. Lonely Planet сообщает о «славном» виде на долину с крыши монастыря. Верховный Лама долины Нубра или пхотонг живёт в своей резиденции у подножья холма, рядом с большой статуей Майтреи. Верхняя чать монастыря в хорошем состоянии, но Дукханг («главный молитвенный зал») и Зимччхунгх сохранился плохо. Картины покрыты слоем сажи и изображения в полном беспорядке. Старая часть монастыря стала трескаться и пока на это не обращают внимания. Храм Лачхунг, находится выше монастыря, там расположена статуя Чжэ Цонгкхапа, вокруг которой ламы совершают обход в высоках жёлтых шапках.
Недалеко от гомпы распологается Хундур Гомпа (ниже по дороге через мост).

Примерно в 35 км от Падума в деревне Ца-зар (около Зангла) стоит Зангла Гомпа. Александр Чома де Кёрёш начал своё изучение тибетского в этом монастыре. В монастыре проживает около 150 лам и рядом находятся руины старого замка, и старого женского монастыря. В монастыре есть изысканные фрески. Зангла находится как раз в центре маршрута Падум-Стонгдей-Зангла-Карша-Падум, который проходит через большинство культурных центров Занскара, включая Зангла Гомпу.

Добраться сюда можно несколькими методами. Автобус B-класса от Каргила до Падума ходит три раза в неделю. Зимой и весной дорога завалина снегом, рекомендуется посещать гомпу в период с июня по начало ноября. Туристы могут заказать автобус повышенной комфортности. Также в Каргиле можно арендовать джип или какую-нибудь машину что-бы добраться до монастыря. В Падуме некоторые жители сдают домики для гостей.

В Падумской долине также есть свои достопримечательности,- например Курча-Гомпа (Карша Гомпа, Карша Чамспалинг) — крупнейший гелугпинский монастырь Занскара. Река Дода течёт мимо монастыря от своего источника в леднике Дранг-Друнг на Пенси Ла (4400 м). Считается, что монастырь основал переводчик, Пхагпа Шераб. Монастырь принадлежит «жёлтошапочному» ордену Гелуг. Курча — крупнейший и самый влиятельный монастырь Занскара. Его связывают с Гуру Ринпоче, ему посвящена древняя каменая резьба около монастыря. Старейшая постройка, храм Ченризига , Чук-шик-джал, содержит росписи времён лоцавы Санпо (958—1055). Исторически монастырём управлял младший брат Далай-ламы. В храме установлена статуя Лхасо Чо Ринпоче, которую смогли вывезти из Лхасы в 60-х, статуя в золотой короне с бирюзой и сердоликом. Самый известный фестиваль, Карша-Гостор, сопровождается мистерией Цам, проводится с 26 по 29-й день 11-го тибетского месяца, обычно это январь. Здесь находятся мощи Дордже Ринчена. С ноября по май в Занскар трудно попасть из-за снегов.

Столицей Ладакха является Лех. Тут находится Ликир Гомпа, она живописно расположена на невысоком холме около Инда. Здесь бывает Нгари Ринпоче, настоящим воплощением которого является младший брат Далай Ламы. Он не постоянно живёт здесь но приезжает на важные пуджи. Гомпа состоит из двух Дукханг (залов собраний), старого и нового.

Старый Дукханг содержит статую Бодхисаттв, Амитабха, три большие статуи Шакьямуни, Майтрейя и Цонкапа, основателя гелуг. На веранде тханки защитников четырёх направлений и колесо жизни в руках у Яма и во дворе редкое дерево юпитера. В Дукханге стоят стеклянные шкафы с ганджуром и данджуром и висят свёрнутые тханки Шакьямуни и божеств-защитников Ликира. В монастыре хранятся старые рукописи, большие коллекции тханок, старые костюмы и горшки. Сидящая семи с половиной метровая статуя Шакьямуни.

Новый Дукханг, около 200 летней давности, находится по диагонали от входа во двор. Здесь распологается статуя Авалокитешвара с 1000 руками и 11 головами. Книжные шкафы стоят по сторонам статуи, с томами Сумбум, описывающими жизнь и учение Цонкапы. Левая сторона изображает 35 будд покаяния с Шакьямуни во главе.

Ридзонг (Юма Чангчублинг) — гомпа и дзонг, школы Гелуг и жёлтошапочных, расположен на гребне скального кряжа, южнее течёт Инд, до монастыря можно добраться, если двигаться по дороге от Алчи Гомпа на запад, а потом свернуть на север. Монастырь был основан в 1831 ламой Цултимом Нима из школы Гелуг, по-тибетски монастырь назвали ri rdzong, дословно: горный форт-монастырь. Около 40 монахов живут в монастыре. О монастыре говорят, что он «рай для медетации» и известен крайне строгим уставом и правилами. В 26 км он него находится женский монастырь «Джеличун» или Чуличан (Чомолинг), там сейчас около 20 монахинь.

Верят, что давным-давно Гуру Падмасамбхава медитировал в пещере, рядом с которой построили монастырь. Вокруг монастыря разбросаны пещеры, где иногда уединяются ламы для длительных медитаций. Жители ближайших деревень приносили затворникам еду один раз в день, её клали в небольшое окно (около 30 см), так что лама не видел жертвователей. В монастыре есть красиво исполненные статуи множества божеств. Недалеко находится ступа.

У деревни Сани в Стодской долине Занскара находится Сани Гомпа (Сени-гомпа). Располоден в 6 км на северо-запад от местного центра — Падума, примерно в 2 часах ходьбы. Как Дзонгхул Гомпа, принадлежит Друкпа Кагью школе Тибетского Буддизма. Гомпа считается старейшим религиозным сооружением Ладакха и Занскара. Это единственный монастырь в Ладакхе в котором позволено жить и монашкам. Гомпа стоит не на холме или горе, как это принято, а на равнине, словно замок. На заднем дворе чортен Каника с ограждением из маленьких ступ со всех сторон. Рядом 10 стоящих камней с изображениями божеств, но стиль явно до-тибетский. Между чортенами и молитвенными залами — прямоугольный проход с воротами, изображениями защитников и молитвенными барабанами с Ом Мани Падме Хум. Зал Собраний — Дукханг имеет 16 колон и изображения Чамба, Ченрена Падмасамбхавы и других. За пределами алтаря — Гонгкханг, маленькая комната с древним изображением Чо Ринпоче и священными томами Ганджура. В меньшем храме Наропы есть уникальные барельефы в Стукко с раскрашенными фигурами и нишами для божеств. Рядом с монастырём есть посадки друвних тополей — довольно редкое явление в безлесом Занскаре. Есть также древнее кремационное поле для особо важных случаев, там установлены камни с резьбой выполненной в индийском стиле. Это одно из восьми важнейших кремационных полей для тибетского буддизма. Рядом камень изображение Майтреи, он сияет на солнце, так как паломники льют на него масло, недалеко установлены флажки-лунгта.

Ещё один монастырь школы Гелуг - Тикси Гомпа - стоит на вершине холма на берегах Инд, приблизительно в 19 км к востоку от Леха. Монастырь стоит на высоте 3600 на д уровнем моря, в верховьях Инда. Это 12-этажный комплекс построек с чортенами, статуями, тханками, фресками, а также оружием (мечи хранятся в святилищах дхармапала). Замечателен Храм Майтрея (будущий Будда), построенный к визиту нынешнего Далай-ламы в 1970. 15-метровая статуя Майтрея, самая большая в сегодняшнем Ладакхе, занимает два этажа. В комлекс Тикси входит и соседний женский монастырь. Часто отмечают его сходство с Дворцом Потала в Лхасе. Это крупнейший монастырь-гомпа в центральном Ладакхе. Достопримечательностями этого места являются: храм Майтрея со статуей, тибетский календарь и Бхавачакра на стене зала собраний, святыня со статуей Будды с Бодхисаттвами по бокам, хранилище священных рукописей, трон Далай-Ламы и много всего остального. Также на территории монастыря есть храм богини Тары и храм Ламокханг.

В Хемисе находится Хемис Гомпа, которая основана на месте встречи Наропы с его гуру Тилопой. В некотором смысле, это место зарождения Кагью. В 1894 году российский писатель Николай Александрович Нотович объявил, что обнаружил в Хемисе потерянное Евангелие Жизнь Святого Иссы, Лучшего из Сынов Человеческих, в котором говорилось о путишествии Иисуса в Индию в "потерянные годы". Нотович сообщал, что Евангелие было им воссоздано из разрозненных свитков монастырской библиотеке, в его труде ему помогали ламы монастыря.

в 15 км южнее Леха на холме Щел стоит комплекс Шей Гомпа. Дворец, сейчас руины, был построен в 1655, около деревни Щел, царём Ладакха Делдан Намгьялом, известным как Лхачен Палгьйгон. И использовался как летняя резиденция монарха. Монастырь-гомпу построили в 1655 по указанию царя, в память о его отце, Сэнге Намгьяле, за пределами дворца. В монастыре установили медную, покрытую золотом статую сидящего Будды Шакьямуни, это стауя прославилась на весь Ладакх и тогда было второй по размерам.

В монастыре можно увидеть статуи Будды, его учеников, изображения 16 Архатов. Если смотреть с крыши монастыря, то легко можно увиеть Тикси Гомпа, Стакна Гомпа, Машро Гомпа, Сток и даже Лех.
Молящиеся подносят статуям в храме зерно, драгоценные камни, священные знаки и мантры. В монастыре круглы год горят масялянные лампы, они никогда не тухнут в них постоянно добавляют масло, это символизирует божественность и чистоту места.