СТРАСТЬ (общеслав.; ст.-слав. страсть — от СТРАДАНИЕ), “неодолимое влечение либо отторжение”; определенное мучительное (т. е. вызывающее ощутимые энергетические траты) состояние сознания, причиной которого (при самых различных внешних поводах) является исключительно неспособность объятого С.-ю существа контролировать свои эмоции*; // с точки зр. Шк. Гуру Ар Сантэма применительно к С. задачей человека является не избавление от С. как таковой (ибо “всё сущее необходимо”), но овладение способностью подчинять любую С. себе (так, например, даже страх, являющийся идеальным образцом С. непродуктивной, в известной степени необходим для самосохранения в критической ситуации**); т. е., фактически, для овладевшего той или иной С. она перестает быть таковою по определению, преобразуясь в некое нейтральное (если не полезное) качество бытия. (См. также ОТРАБОТКА; сравн. ГРЕХ.)


*   Естественно, настоящее определение ощутимо отличается от даваемого христ. церковью и приведенного в цитатн. части наст. статьи.
**   Сравн. народное определение детской глупости: “Ни ума – ни страха”.

“Храбрость при дерзости — губит.

Без дерзости же — спасает.

И то, и другое

бывает — полезно,

бывает — вредно.

Что Небу угодно?

А кто его ведает...”           (ДДЦ, LXXIII)

“Страсть — это не нечто новое, привнесенное извне, а устремленiе прежнихъ свойствъ и способностей отъ должнаго къ недолжному. <...>

Страсти, подобно добродетелямъ, также связаны между собою, какъ «звенья одной цепи» (Исаакъ Нитрiйскiй) и одна порождаетъ другую. Ихъ насчитывается восемь: въ генетической последовательности это чревоугодiе, блудъ, сребролюбiе, гневъ, печаль, унынiе, тщеславiе, гордость <сравн. ГРЕХ>. Въ патристической аскетике главное вниманiе обращается не на внешнее проявленiе греха, не на его отдельные случаи, а на ихъ причину, т. е. укоренившiеся въ душе пороки и страсти, или болезнь души и скрытое внутреннее состоянiе греха. Проф. Заринъ предлагаетъ намъ въ современныхъ терминахъ и понятiяхъ ученiе св. отцовъ о психологiи страсти и борьбе cъ нею. Передадимъ это въ краткихъ словахъ.

Помыселъ <—> исходный моментъ возникновенiя страсти, сосредоточенiе, существенный центральный элементъ этого психическаго состоянiя. Сущность борьбы подвижника сводится къ борьбе съ помыслами. Св. Отцы-аскеты насчитываютъ до 7-ми стадiй развитiя или наростанiя страсти.

1. Первый толчекъ к началу психическаго явленiя, которое можетъ окончиться страстью, называется «прираженiе» или «прилогъ». Это есть представленiе какого-нибудь предмета, или действiя, соответствующаго одной изъ порочныхъ наклонностей человека. Этотъ прилогъ подъ действiемъ внешнихъ впечатленiй, или связи съ психической работой памяти, или воображенiя по законамъ ассоцiацiи всходитъ въ сферу сознанiя человека, вопреки его желанiю, безъ его участiя, по законамъ психической ихъ неизбежности «самопроизвольно» и считается поэтому «невиннымъ» или бесстрастнымъ и не вменяется в грехъ, если не вызывается «блужданiемъ» мысли, и если не допущенъ сознательно и добровольно, и если человекъ не относится къ нему безпечно. Это пробный камень для испытанiя нашей воли, куда она склонится, въ сторону добродетели, или порока. Въ этомъ выборе и проявляется свобода человеческой воли.

2. На «прилогъ» откликается ЧУВСТВО, которое отвечаетъ на вторгнувшееся въ сознанiе впечатленiе или представленiе: «любовiю», или «ненавистью», (сочувствiемъ, или несочувствiемъ). Это самый важный моментъ, отъ котораго зависитъ судьба помысла: остаться, или уйти. Только появленiе помысла въ сознанiи не зависитъ от воли человека. Если же онъ не отвергнутъ и поэтому задерживается, то это признакъ того, что въ природе данного человека онъ находитъ сродную почву, что уже выражается въ СОЧУВСТВIИ человека къ помыслу. Сочувствiе же привлекаетъ ВНИМАНIЕ, и помыслъ растетъ и раскрывается въ целую мечтательную картину, заполняетъ всю сферу сознанiя, вытесняя все другiя впечатленiя и мысли. Вниманiе потому медлитъ на помысле, что человекъ испытываетъ чувство УДОВОЛЬСТВIЯ. Этотъ охарактеризованный нами 2-ой моментъ называется СОДРУЖЕНIЕ или СОЧЕТАНIЕ.<...> Чтобы порвать нить этой ассоцiацiи и освободить от нея сознанiе и прекратить чувство наслажденiя, необходимо ОТВЛЕЧЕНIЕ вниманiя напряженiемъ воли, — активная и твердая решимость человека оттолкнуться отъ картины греха и более на ней не останавливаться и къ ней не возвращаться.

3. Въ противномъ случае, при отсутствiи волевого оттолкновенiя, наступаетъ 3-iй моментъ, когда уже сама воля увлекается все более и более помысломъ, СКЛОНЯЕТСЯ къ нему, въ результате образуется решимость на самомъ деле осуществить то, о чемъ говоритъ помыселъ, и удовольствiе чего онъ уже с наслажденiемъ предвкушаетъ. Тогда равновесiе духовной жизни уже окончательно нарушается, вся душа всецело отдается помыслу и СТРЕМИТСЯ провести его въ исполненiе, съ целью пережить наслажденiе еще более интенсивное. Такимъ образомъ, 3-iй моментъ характеризуется СКЛОНЕНIЕМ ВОЛИ къ объекту помысла СОГЛАСIЕМЪ и РЕШИМОСТЬЮ отъ прiятныхъ мечтанiй перейти къ деятельности съ намеренiемъ осуществить ихъ. Следовательно, въ 3-мъ моменте вся воля отдается помыслу, поступаетъ въ его распоряженiе для осуществленiя развившихся изъ его мечтанiй плановъ. Этотъ моментъ называется СОСЛОЖЕНIЕМЪ, СОИЗВОЛЕНIЕМЪ и есть ИЗЪЯВЛЕНIЕ СОГЛАСIЯ на страсть, внушенную помысломъ (Ефремъ Сиринъ) или СОГЛАСIЕ ДУШИ съ представившимся помысломь, соединенное съ услажденiемъ (Иоаннъ Лествичникъ). Это состоянiе уже «приближается къ делу и уподобляется ему». Назревается волевая РЕШИМОСТЬ достигнуть осуществленiя объекта страстнаго помысла, всеми средствами, которыя въ распоряженiи человека. Въ принципе удовлетворенiе страсти решено. Грехъ въ намеренiи уже совершенъ. Остается только фактическое удовлетворенiе возникшаго и созревшаго страстнaго греховнаго желанiя.

4. Но иногда, передъ темъ, какъ состоялось окончательное решенiе человека перейти къ этому последнему моменту, а иногда даже и после такого решенiя, человекъ переживаетъ БОРЬБУ между страстнымъ влеченiемъ и противоположными наклонностями своей природы.

5. Впрочемъ последнiй психическiй моментъ неустойчивaго колебанiя воли между противоположными влеченiями имеетъ место только тогда, когда въ душе еще не успелъ образоваться «НАВЫКЪ», именно «дурной навыкъ», къ помыслу, пока греховная склонность еще не проникла глубоко въ природу человека, не сделалась свойством, постоянным качеством его характера, привычной стихiей его настроенiя, когда уже человекъ постоянно думаетъ и мечтаетъ о предмете страстнаго позыва, пока еще не образовалась окончательно страсть.

6. Въ страсти же человекъ или совсемъ безъ борьбы, или почти безъ борьбы, бурно, стремительно, охотно отдается делу удовлетворенiя страсти. Онъ уже утрачивает господствующую, руководящую и контролирующую власть волевой способности надъ отдельными влеченiями и потребностями волевой природы. Уже не воля господствуетъ надъ страстнымъ влеченiемъ, а это последнее над волею, насильственно увлекая за собою всю душу, заставляя всю ея мыслительную и активную энергiю сосредоточиться на предмете страсти. Это состоянiе называется ПЛЕНЕНIЕМЪ. Это моментъ полнаго развитiя страсти, состоянiе души совершенно окрепшее, раскрывающее всю свою энергiю до крайнихъ пределовъ.” (С. Заринъ “Аскетизмъ”; цит. по Конц)