ПРОСТРАНСТВО (ст.-слав. просторъ; сравн. санскр.: prastara = “подстилка, подушка; плоскость, равнина”; stara = “слой”; любопытно также сопоставление с происх. ПРОЩЕНИЕ), протяженность воплощенного бытия, определяющая параллельность существования различных объектов в пределах одного плана. (См. также ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ; сравн. ВАКУУМ, ЭФИР.)

<...> пространство, как и время, не имеет реального существования за пределами наших представлений, нашего сознания относительного расположения вещей, — материальных предметов. Одни вещи мы видим тут, другие — там. Между ними — ничто, пустота. Мы берем другой предмет, «меру длины», — скажем, метр, — и измеряем им пустоту между двумя предметами; это измерение пустоты между двумя предметами мы обозначаем термином «расстояние». Но в действительности мы не измеряли пустоты, — ее измерить невозможно. Что же мы такое сделали? Да просто определили, сколько раз метр мог поместиться между двумя намеченными предметами.

Этот процесс мы называем измерением пространства; но пространство — ничто, и мы только определили положение предметов относительно друг друга.

Для того, «чтобы измерить пространство», нам нужно иметь: 1) предмет, от которого мы начинаем измерение; 2) предмет, которым мы измеряем, и 3) предмет, которым мы заканчиваем наше измерение. Мы не можем представить себе бесконечного пространства, потому что нам не хватает третьего предмета в процессе измерения — предмета, заканчивающего измерение. За исходный пункт мы можем принимать себя, воображаемая мерка тоже всегда найдется, но где же предмет, лежащий по другую сторону бесконечного пространства, которым мы могли бы закончить измерение? Его нет, а без него мы не можем найти конца. Попробуем начать с самих себя и вообразим себе идущие от нас миллионы миллионов километров; помножим их еще на миллион миллионов, и повторим это миллион миллионов раз. Что же мы сделали? Просто протянули нашу воображаемую мерку известное число раз в направлении воображаемой точки в пустоте, которую мы называем пространством. Пока все хорошо; но ум интуитивно признает, что за этой воображаемой точкой в конце последнего метра есть возможность бесконечного укладывания метров, — бесконечная возможность протяжения. Протяжения чего? Пространства? Нет! Только мер длины или предметов. Без материальных предметов пространство немыслимо. Оно не существует вне нашего сознания предметов. Такой вещи, как реальное пространство, — нет. Пространство есть просто бесконечная возможность укладывания предметов. Оно само по себе есть только название пустоты. Если вы можете образовать идею предмета, вычеркнутого из существования, и идею занявшего место ничего, то это ничто и называется пространством; самый термин подразумевает в себе возможность занять место чем-либо, не перемещая с этого места ничего другого. (Йог Рамачарака “Джняни-йога”, С.-Пб. 1914)

“Чувство пространства — есть способность представления в формах. <...> Взятое как объект, т. е. представляемое вне нашего сознания, пространство есть для нас форма вселенной, или форма материи во вселенной. <...> Если мы на секунду отрешимся от идеи трехмерного пространства и возьмем его только как нечто, находящееся в известном отношении ко времени, то мы увидим, что пространство можно рассматривать как линию, уходящую в бесконечность по направлению, перпендикулярному к линии времени.” (Усп)