ПОЧЕРК (от общеслав. черта, образ. от той же основы, что и чьрсти, чьрту= “чертить”; сравн. санскр. krntati, kartati = “отрезает”), совокупность индивидуальных признаков «письма от руки», свойственных каждому человеку; П. — одно из проявлений индивидуальности человека; предмет изучения графологии (почерковедения). (См. также ПОДПИСЬ.)

“По-моему, психологически интерпретирующее восприятие почерка сродни восприятию произведения искусства. Оно основывается <...> на восприятии целостного образа, которому воспринимающий приписывает определенные психологические значения. <...> Я уверена, что у каждого признака почерка существует целый комплекс психологических значений и, во-вторых, каждая характерологическая черта имеет в качестве своего проявления не один какой-то призрак <так в оригинале! — Сост. :>, а несколько. <...>

Если говорить о контактности, то я бы выделила такие признаки, как крупный размер почерка, большие подстрочные элементы, высокая четкость, элементы украшения или стилизации.

<О почерке мелком, но очень разборчивом:>

Ну, если в самом общем виде, — это всего-навсего аналитизм мышления плюс некоторая сдержанность, закрытость и дистанция между собой и другими.

<О письме печатными буквами:>

Причина может быть очень проста, и она не столько психологическая, сколько эстетическая. Людям, бывает, не нравится их почерк, он неразборчив, и люди начинают писать печатными буквами, чтобы результат выглядел более красиво. Но это все надо решать отдельно в каждом случае в зависимости от характера букв и того почерка, который они заменили. Вообще, печатные варианты в рукописи в зависимости от контекста могут означать достаточно разные вещи — от демонстративности и жесткости у женщин (несколько мужского склада ума и характера) до аналитизма мышления. Вообще печатный почерк, как и любая другая стилизация, — это графическое соответствие ношению некоторой маски, которую человек на себя надевает. Этот почерк заменяет спонтанность скорописи сознательно выстроенной графической картине <так в оригинале; вероятно = картиной. — Сост.>. А где речь идет о сознательном выстраивании, там мы можем предположить, что должно иметь место некоторое сознательное выстраивание своего образа поведения. <...>

Для меня информативны не буквы, верней, не они прежде всего, а общая картина, структура. И вообще, у меня знаете, какая любимая мысль? Что почерк — это разновидность рисунка, орнамента, и я очень люблю обсуждать тему: почерк как культурное явление.

Существует три вида почерковой графики. По крайней мере для средневековья точно три, да и для античности тоже... Так вот, графика монументальная, то есть то, что высекалось на твердых поверхностях, книжная графика и беглое письмо, канцелярское и бытовое. И вот любопытно наблюдать, как эти формы друг на друга влияли, перенимая черты друг друга. Я, конечно не имею никаких оснований обобщать всерьез, но думаю, что человек строит свой почерк, отсчитывая от графических условностей своего времени, а самое главное — что эта графическая картина влияет на самоощущение человека. Исследований таких не проводилось, но это бесспорно должно как-то влиять на человека, потому чтопочерк — это система движений. И не только характер человека и его сиюминутное состояние влияют на систему движений, но есть и обратное влияние. То есть система движений способна оказывать организующее влияние на душу человека, который двигается. И в восточных культурах это прослежено, как вы знаете. То есть занятия каллиграфией оказывают гармонизирующее, я бы сказала, корректирующее влияние на людей этой культуры.

<О завершении периода рукописной культуры:>

Люди будут выражаться в чем-нибудь другом: в движениях, в голосе. Но мы свидетели того, как уходит, уже, видимо, безвозвратно, — целая культура. <...> Почерк как область человеческого самовыражения упростился. У меня, например, есть такое частное мнение, что в связи с повальной компьютеризацией западный мир стал переходить на печатное письмо и на почерк, стилизованный под печатный шрифт, то есть почерк стал компьютерным. На уровне частного, непроверенного мнения я привязала бы это к рационализации и упрощению мышления вообще. Какие-то формы редуцируются, а душа — она живет в формах. Душа ощупывает мир формами. И вот это высокосложное создание — компьютер — берет на себя какую-то часть человеческой сложности, и человек становится проще, наверное, площе. И, по-моему, это началось в какой-то мере уже с шариковых ручек, потому что перо многое тоньше передает. <...> С этими ручками возникла немного другая система движений, а значит и система душевных движений. Я уверена, что взаимоотношения между головой, рукой и бумагой меняются в зависимости от пишущего предмета.” (БаллО)

“Графологи изобрели удивительную технику толкования почерков, доведя ее чуть ли не до виртуозной точности. Я не изучал этой техники, не владею ею, но не раз был свидетелем того, как она оправдывалась во многих сложных случаях, и, помимо всего прочего, сделал открытие, что характеры самих графологов не всегда находятся на высоте и весьма отстают от их способности заглядывать в чужие души.” [Г. Гессе “Письменность и письмена” (перев. Е. Маркович), цит. по ГесГ]