Деньга
Боб МАРЛИ:
певец, музыкант, композитор
растафа.

ДЖА (англ. Ja, имя собств.), имя божества в религии раста; // символ культа раста — трилистник конопли, из которой получают марихуану; // наиболее известным из музыкальных проповедников и популяризаторов культа Д. был исполнитель песен и композиций в стиле рэгги* Боб Марли (Роберт Неста Марли: 6.02.1945—?.05.1981).


*  Англ. Reggae.

“Культура Ямайки еще в середине прошлого века вылепилась из смеси традиционных культур африканцев — бывших рабов (рабство там было отменено в 1834 году) и колонизаторов-англичан. В отличие от «цивилизовавшихся» американских негров ямайские оставались гораздо ближе к корням, к традиционной африканской культуре. У простого народа это прежде всего проявилось в доступных ему формах творчества — в музыке и в создании религиозных мифов. Один из них, распространяемый на рубеже веков полубезумным проповедником Маркусом Гарви, вскоре распространился повсеместно. Гарви объявлял черных жителей Ямайки народом богоизбранным (за которого по ошибке уже несколько тысячелетий принимали евреев), и звал их переселиться в «землю обетованную» — в Эфиопию. Попасть туда с Ямайки в те времена и богатому-то человеку было практически невозможно, и поэтому можно было без особой опаски объявлять ее раем. А в 1930 году власть в этой самой далекой Эфиопии получил Рас Тафари Макконен, коронованный в императоры под новым именем Хайле Селассие. Это вызвало всплеск новой веры, последователи которого стали под именем своего бога на земле называть себя «растафари»*, или попросту «раста». Они говорили, что Хайле Селассие всемогущ, что ему подвластна даже ядерная энергия, что он — прямой потомок царя Соломона и царицы Савской, и что, наконец, Джа, (как они его называли), бессмертен... Когда в 1976 году Хайле Селассие скончался, американские и ямайские растафарии долго отказывались верить «лживой империалистической прессе». Среди ритуалов новой веры было обязательное исполнение религиозных гимнов и песен, восхваляющих Джа в «народном» стиле регги, а также курение огромных количеств марихуаны, называемой ими «кайя» (этим же словом называлось дерево и мужской половой орган), считавшейся единственным средством для достижения единства с идеями раста и понимания божественного происхождения Джа.


*  Т. е. “люди раста”.

Кстати, и отчественные (т. е. российские. — Сост.) «люди раста», к которым в первую очередь относятся полулегендарный уже «Комитет Охраны Тепла» <...> и гораздо менее «загрузочные», но тоже очень интересные «Джа Дивижн»* не устают напоминать в немногочисленных интервью о религиозной основе собственной музыки и даже о якобы имеющихся у них растафарианских корнях (чтобы принять на веру последнее, надо, впрочем, очень любить их музыку).” (МхеГ)


*  И первое и второе – музыкальные составы, исполняющие музыку в стиле регги